то есть налагает на него определенную необходимость. Если же закон цикличности идентифицировать с Абсолютом, то тогда все рассуждения о нем совпадают с утверждением о проявлении Воли. Но, как бы там ни было, поскольку мы с вами согласились в теургии, что в оценке данного метафизического вопроса и аналогичных ему разум и разумное объяснение не могут быть судьей в последней инстанции, то и философскую традицию на этот счет нужно просто принимать как данность и не делать попыток рационально объяснить феномен появления в пространстве космического центра свечения.
Этот космический метафизический центр называется Кетер, или Венец, он является первым проявлением Неведомого, концентрацией Бесконечного Света. Он и сам в некотором смысле неведом; так, Зогар называет его Сокрытым. Блаватская называет его первым Логосом , не проявленным, поскольку он дает рождение как духу, так и источнику космической материи. Ему соответствует число единица, ибо это есть точка в круге, вытянутая вверх и в эту цифру превращенная.
Как Венец находится вверху системы эманации и является высшей точкой Древа Жизни, имеющего корни на небесах, так Кетер - глубочайшее чувство себя, оно составляет субстрату человеческого сознания и высший источник субстанции. Это центральная чувственная духовная точка, метафизический центр или монада сознания, выполняющая оба данных условия, существуя и как реальная индивидуальность, и как высшее деление материи. Из монады исходит дуализм, два явных и определенных, сосуществующих и взаимно вечных принципа деятельности, постоянной в течение всего периода проявления. Этими принципами являются сознание и метафизическая независимая основа, на которой сознание и действует постоянно, космическая исходная субстанция. Первый называется Хокма - Мудрость, второму соответствует имя Бина - Понимание. Здесь следует отметить характерную особенность, присущую объяснениям каббалистических философов, дабы сделать абстрактные вещи отчасти более понятными для разумов, которых они обучали своей метафизике, они старались, насколько это возможно, выразить свои запутанные и трудные для понимания теоретические постройки в терминах человеческого поведения и человеческих чувств. Так, в их работах применительно к сефире Хокма мы находим объяснение Отец, а к сефире Бина - Мать. Всем сефирот, как называют эти эманации, находящиеся ниже Венца, каббалистические философы дали мужские и женские характеристики, а согласованное действие мужских и женских сефирот они называли детьми; нейтральные же сефирот находятся в равновесии, то есть устойчивы. Таким образом, Древо Жизни, включающее в себя десять эманации - сефирот, развивается от высшей абстракции к вполне конкретному материальному несколькими триадами физических возможностей и духовных сил. Мужчина, женщина и дитя, положительное, отрицательное и результат их взаимодействия в третьем, примиряющем факторе.
Эти же два принципа сефирот - мы также будем дальше называть их Отцом и Матерью - приписываются буквам так называемого Тетраграмматона; этих букв четыре - YHVH
Что касается доктрины Тетраграмматона, то здесь я должен напомнить читателям, что и соответствия, связанные с этим именем, и способы его экзегетического использования имеют очень важное значение, ибо от того, насколько точно и четко он все это уяснит себе, будет зависеть и его понимание практических формул магии, которые автор собирается изложить и рассмотреть ниже. Отцу соответствует буква Y имени Тетраграмматон, а первая буква Н - Матери. Из союза букв Y и Н вытекает все остальное. Иными словами, от сознания и его носителя образуется все, всякая постижимая сущность, божественная или человеческая, имеющая свою основу в буквах Y и Н божественного имени Тетраграмматон .
Мимоходом следует заметить, что позиция категории, называющей себя христианской наукой, отрицающей существование материи, чужда теургической философии. Действительно, последняя считает физический мир иллюзией в том смысле, что все формы постоянно изменяются, то есть находятся в состоянии непрерывного потока. С этой точки зрения, если посмотреть на вселенную как бы сверху, она на самом деле будет представляться иллюзией. Но само ее существование основывается на реальности; исходная субстанция Бина и отличается, и отделена от Хокмы. Только относительно этого единственного вопроса, хотя есть и некоторые другие, представляющие предмет для дискуссий, магия не испытывает никакого интереса к мнению христианской науки2 и не пытается найти с ней компромисс.
И дух, и материя реальны, реальны в период проявления.