ошибется тот, кто подумает, что у теурга нет более интересных и просветляющих занятий, чем исследовать память астрального света, поскольку как раз этого-то теург и не делает по той причине, что для него ничего практически нужного там нет. Цель теурга состоит в самопознании и обретении единения с божественным, так что для него исследование астрала и расшифровка его образов станет ненужной тратой времени. Хотя магу необходимо знать природу Света в его Теле Света и познакомиться с разнообразием аспектов сознания, постоянно возникающих в этом плане, он стремится как можно быстрее покинуть эту сферу и устремиться ввысь, к более огненным духовным царствам.
Астрал интересует мага только потому, что тот является динамическим магнитным планом, который лучше, чем что-нибудь иное, содействует магу в проведении его работы, фокусирует силы и разумы, с которыми маг стремится войти в контакт. И во-вторых, в этом свете или, точнее, в его высших слоях маг может воспринимать себя в виде своего же отражения, по сути так, как его видят другие, и через это получить надежную информацию, ведущую к самопознанию.
В астральном свете происходит автоматическое разделение добра и зла, отделение божественного солнечного эфира от пагубного и зловредного лунного. В этом плане недобрые и нечистые мысли человека остаются дольше добрых, поскольку последние устремляются в верхние слои, в сферы Гармонии, и в высшие области Формирующего Мира. В результате астральный свет, постепенно заполняясь грубыми, зловредными элементами существ, становится все более и более загрязненным, и вся эта гниль сначала нависает над человечеством ядовитым отравляющим облаком, а затем начинает его обволакивать. В каббалистических книгах составляющие этого грязного и в высшей степени вредного покрова сравниваются с клипотами, с шелухой и отбросами низших степеней существования. Это наиотвратительнейшие создания, демоны с собачьими головами, в которых, согласно Халдейскому оракулу, нет ни малейшего следа добродетели и которые не выказывают смертным ни единого знака истины. Именно этот аспект астрального света для человека является тем самым змием-искусителем из книги Исход, и именно из этого слепого аспекта каждому теургу надлежит поскорее вырваться, поскольку одно только нахождение в нем оказывает на него опасное воздействие, в частности мешает выполнению возложенной на себя теургом Великой Работы.
Если бы процесс заполнения астрального плана клипотами продолжался постоянно, то есть не происходило бы регулярного и адекватного очищения плана, то в результате это привело бы к тотальному отравлению человеческой расы его низкими эманациями. Несмотря на постоянные усилия сравнительно небольшого числа теургов и магов, которые в течение многих веков своими жизнями и духовными достижениями преобразовывают основные элементы плана в вечное и светящееся добро, туман зла, окутавший человечество, все еще остается густым. В соответствии с законами цикличности избыточная зловредная сила постоянно осаждается, а выпадение астральных нечистот ведет к катастрофическим природным катаклизмам. Землетрясения, пожары, наводнения, масштабные преступления и эпидемии - все это часть проявлений попадания на землю астрального мусора.
Элифас Леви приводил многочисленные доказательства в защиту данной точки зрения, он был убежден в том, что астральный свет является таинственной силой; когда она уравновешена, то общественная жизнь стабильна, отмечается прогресс и растет цивилизованность, но если равновесие нарушено, человеческое общество впадает в анархию, революцию, варварство, из которых в конечном счете вновь возникает равновесие, космос нового порядка, но только после того, как голубка снова пролетит над черными бушующими водами. Астральный свет есть сила, которая тянет мир к закату, перемешивает времена года, приносит мрак и страдания, гадкие законы и плохое управление, с ее помощью все это может сменить наступление Христова дня... эры новой цивилизации, когда утренние звезды воспоют, а все дети Божьи издадут крики радости.
Таким образом, астральный свет - это одновременно и ореол высшей святости, и жестокий змей разрушения, и высшая концепция царства небесного, и пропасть безнравственности и порока. Если бедствия человеческие приносятся именно по каналам астрального света, если анархия и катастрофы являются результатом его неравновесия и возмущения, то, следовательно, и с помощью этих средств на земле, даже в наше время, могут быть установлены новые, лучшие порядок и гармония. На руинах хаоса бессердечия и пляски бесстыдства,