и сам человек, он поднимается до небес, затем еще и еще и в результате вступает в духовное единение и братство с илами, которые и есть Вселенная, Источник, питающий и дающий жизнь всему проявленному существованию. Но и оттуда душа устремляется дальше, выше самих богов, являющихся с первыми лучами золотой зари, и, достигнув высшего, ни с чем не сравнимого восторга тишины, возвращается к Великому источнику Всего.
ГЛАВА ШЕСТАЯ
БОГИ
Как было показано в предыдущих главах, одна из главных целей магии заключается в единении, как сейчас, так и после, с божественным, то есть союз, который может быть достигнут не простым размышлением о доктринах, а практическим применением качеств и сил в обрядах и церемониях. Под божественным теурги понимают вечный, духовно активный и динамичный принцип и его отраженное проявление в Существах, степень тонкого духовного сознания которых, как личностного, так и общего, настолько велика, что может быть приравнена к сознанию богов и охарактеризована как божественная. Разумеется, я высказываю здесь объективную точку зрения, придерживаясь которой и буду говорить в данной главе о богах, оставляя за читателем право либо придерживаться ее, либо интерпретировать сказанное как ему заблагорассудится.
Однако в самом начале мне хотелось бы предостеречь читателя. Ему не следует думать, что теурги и божественные философы были политеистами в общепринятом смысле этого слова. Подобный вывод был бы в корне неправильным и не отражал реального положения вещей Даже древние египтяне, с их богатым и красочным пантеоном богов, включавшим в себя множество иерархий, и которых нередко обвиняют в примитивном и грубом поли теизме, на самом деле не были таковыми.
Э. А. Уоллис Бадж приводит немало доказательств этого. Он пишет: Хотя простому народу и нравилось верить во многих богов, элита общества, жрецы и люди образованные придерживались единобожия, они верили в одного Бога как творца всех существ как на небе, так и на земле, и всех их для простоты называли богами.
Аналогичная точка зрения господствует и в магии. В соответствии с магической традицией считается, что есть только одна Вечная Жизнь, распространяющаяся во всем космосе. Она пронизывает каждый уголок космического пространства и пульсирует там, поддерживает жизни всех существ, находящихся на бескрайних просторах космоса, в его бесчисленных мирах. Эта неведомая жизнь, вечная и бесконечная, неподвластная пониманию в своем величии, непознаваемая и непостижимая для человеческого разума. Но следует иметь в виду главное - это она произвела на свет и всех богов, и всех людей, и всех духов, и все предметы, вообще все, что существует.
Отрицательная и пассивная энергия, однородно рассеянная по бескрайнему космическому пространству, образом, недоступным для нашего ограниченного понимания, получила жизнь, создала первозданные активные центры, которые по прошествии многих и многих эонов расширились и постепенно утвердились в космосе. С этими центрами, первыми проявлениями, из дремлющей, латентной однородности возникли неоднородные группы божественных существ или космические Разумные Силы, которые стали архитекторами и строителями вселенной.
Из их индивидуальной духовной сущности появились меньшие иерархии, они же, в свою очередь, породили или создали из себя еще меньшие группы; в конечном счете этот процесс привел к возникновению человеческих душ, отражений и производных от благословенных богов. Эти разумные силы назывались по-разному: богами, демонами, универсальными сущностями, дхьян-чоханами, эонами, телетархами и т. д. Но как бы их ни именовали, им всем присуща фундаментальная идея сознательных (хотя и не обязательно самосознательных, интеллектуальных) центров силы, мудрости и разума, которые тем или иным образом создают из себя проявленную конечную вселенную.
Древнеегипетские теурги тщательно изучали эти силы или богов, и обнаруженные вследствие этого их качества и свойства записывали в форме сказаний, аллегорий, мифов и легенд. Даже в обычных изображениях божеств каждая из деталей рисунка имеет свое особое значение, все в них, даже самый несущественный знак имеет свою символику, несет на себе отпечаток того ли иного качества. К примеру, голубое перо в руках одного из богов или на его головном уборе служит знаком истины, непреклонности, честности; скипетр же несет в себе идею о том, что владеющий им бог обладает высшей властью. Каждый отдельный символ и знак на изображении бога содержит в себе ключ к раскрытию характера и качеств его, присущей ему природы.
Мифы и легенды о