планет и небесные тела в бесконечности пространства - все они обретают должное внимание со стороны величайших философов и поэтов, людей, обладающих способностью проникнуть в святая святых вещей. Очень часть говорят - правда, в основном с помощью языковых клише - о скачущем ягненочке, о детишках, с веселым смехом прыгающих по зелененьким лужайкам, о плывущих, танцующих облаках, о волнующемся море и его волнах, вздымающихся и падающих. Что есть все эти феномены, если не участие всего в Танце Жизни, который дни и годы, века и тысячелетия все продолжается и продолжается без всякого изменения и который в своем вечном постоянстве можно рассматривать как олицетворение радости.
Относительно причины и эффекта использования танца в магических действиях вполне достаточно будет привести пример танца, исполняемого исламскими дервишами.
Эти мистики гордятся танцем, который совсем не является, как считают некоторые, неконтролируемым неистовством. В основе исполнения танца лежит высокий религиозный мотив - экстаз и единение с Аллахом. Дервиш начинает танец, стоя на одном месте, затем постепенно все увеличивает и увеличивает скорость вращения, вытянув руки, и наконец начинает вращаться с такой быстротой, что со стороны кажется, будто он вообще стоит недвижимо.
Через некоторое время после начала танца дервиш начинает испытывать головокружение, ум и тело его также теряют способность ориентироваться, но сильным усилием воли дервиш давит это ощущение, а затем и вовсе выбрасывает его из своего сознания. Танец заканчивается тем, что дервиш впадает в полностью бессознательное состояние и - как мне кажется более важным - в состояние высшего экстаза. Кое-кому, возможно, знакомо имя Шри Каитаньи
и его ученика Нитьянанды, путешествовавших по Индии в XV веке, распевая на всем своем пути песни и молитвы и в веселом жизнерадостном танце передавая доктрину бхакти или религиозного единения с Богом.
Также совсем недавно мы узнали выдающегося религиозного учителя по имени Шри Рамакришна Парамахамса, чьи частые песнопения и религиозные танцы наполнялись таким жаром, неистовством и чувством, что в людях, которым выпала честь слышать и видеть их, происходили сильные моральные и духовные перемены. Как свидетельствуют многочисленные статьи, во время танца Парамахамсы многих из его учеников охватывали настолько глубокие чувства, их начинал обуревать такой блаженный восторг, что они впадали в экстаз, а иные даже падали в обморок.
Что же касается отношения современного теурга к танцу, то основной задачей его является достижение физического изнеможения и прекращение потока мыслей. В этом состоянии, если оно вызвано в должным образом освященном месте, откуда изгнаны все дурные духи и куда не может проникнуть ни одно существо, кроме той силы, которая проявилась ранее вследствие заклинаний, может воплотиться духовное вызываемое присутствие. Это и есть фундаментальная идея танца, хотя кое-кто может вообще исключить его из церемоний. Каждой из сил, присущей различным сефирот, соответствует свой тип танца, со своим темпом и своими движениями.
Самым общим движением, применяемым во всех заклинаниях, - хотя его меньше всего можно назвать танцем в прямом смысле этого слова - является методичное движение по кругу. Иногда во время проведения церемонии магу требуется пройти из одной важной точки несколько раз по кругу, причем количество хождений определяется природой заклинаемой силы.
Направление движения, на восток или на запад, зависит от того, какова цель ритуала - вызывание или изгнание духа. Деосиль, то есть движение по часовой стрелке, вызывает дух; противоположное движение, виддершинс, то есть против часовой стрелки, дух изгоняет. Традиционно хождение по кругу считается лучшим методом увеличения потенциала, силы и энтузиазма.
ГЛАВА ДЕСЯТАЯ
ГАДАНИЕ, ПРЕДСКАЗАНИЕ И ВЫХОД В АСТРАЛ
В предыдущих главах автор раскрыл значение, которое в теургии придается Воле и Воображению как инструментам для реконструкции человеческой сущности. Здесь я предлагаю и дальше рассмотреть вопрос использования воображения, так как именно с ним связана фундаментальная задача магии. Поскольку потоки воображения способны особым образом воздействовать на пластичную субстанцию астрального света и поскольку образы, возникающие в этом свете, ведут к заметным и ощутимым переменам, то при наличии сильной воли, способной оживлять эти образы, маг может применять эти феномены к своей собственной сфере. Следует переключить внимание на тот факт, что, согласно всем авторитетам, астральный свет по природе своей