сверху и вести прямую линию к правому нижнему лучу, то будут заклинаться силы Огня. Напротив, если маг вырисовывает своим жезлом пентаграмму начиная с нижнего левого луча и идет вверх, в этом случае будет изгоняться элемент Земля.
Можно также заметить, что именно этот, последний тип пентаграммы, который и используется в ритуале, является самым эффективным, поскольку его вполне хватает для изгнания любых, самых разнообразных существ, к какому бы классу они ни В этом ритуале обычно используется меч, поскольку он символизирует главную способность Руаха - изгонять. Так называемый ритуал изгнания пентаграммой считается важнейшим именно в качестве средства изгнания, хотя фактически структура его много сложнее. Но, прежде чем пускаться в ее рассмотрение, я хотел бы процитировать следующее:
1. Коснувшись лба, произнесите: Ато (к Тебе).
2. Коснувшись груди, произнесите: Малкут (царство).
3. Коснувшись правого плеча, произнесите: ве-Гевура (и Власть).
4. Коснувшись левого плеча, произнесите: ве-Гедула (и Слава).
5. Сложив руки на груди, произнесите: Ле-Олам, Аминь (во веки веков, Аминь).
6. Повернувшись к востоку, нарисуйте жезлом или мечом пентаграмму Земли и с вибрацией в голосе произнесите: ЙХВХ.
7. Повернувшись на юг, сделайте то же самое, но произнесите: АДНИ.
8. Повернувшись на запад, сделайте то же самое, но произнесите: АХИХ.
9. Повернувшись на север, сделайте то же самое, но произнесите: АГЛА.
10. Вытяните руки, сложив их крестом, и произнесите:
11. Предо мной Рафаил.
12. Предо мной Гавриил.
13. По правую руку от меня Михаил.
14. По левую руку от меня Уриил.
15. Ибо вокруг меня пламень пентаграммы.
16. И в колонне стоит шестиконечная звезда.
17. Повторите пп. 1-5, каббалистический крест.
В этой связи читателям может показаться небезынтересным замечание Кроули о том, что тот, кто считает этот ритуал простым средством заклинания или изгнания духов, недостоин владеть им. В правильном понимании это - лекарство металлов и камень мудрых. Как мне довелось заметить, ритуал этот является довольно сложным механизмом. Сначала им заклинаются, а затем изгоняются пентаграммой при помощи четырех имен Бога все элементы из четырех главнейших точек, а затем вызываются четыре архангела, божественных стража, чтобы охранять сферу магического действия. В заключение же ритуал снова вызывает высшее я, чтобы вся церемония, от начала до конца, происходила под наблюдением Духа.
Первая часть ритуала, с пункта первого по пункт пятый включительно, идентифицирует святого ангела-хранителя мага с высшими аспектами вселенной сефирот; фактически она подтверждает тождество души с Адамом Кадмоном.
Во второй части, в пунктах с шестого по девятый, маг рисует защитный круг, в то время как его воображение формирует астральный Круг Огня, в пределах которого он продолжает свои действия. На северной, южной, восточной и западной частях круга мечом или жезлом рисуются пентаграммы, изгоняющие элемент Земля. Как только эти пентаграммы, нарисованные основным оружием, появляются в воздухе, маг должен, сосредоточив все свои усилия, придать им действенность и реальность.
Слепое, бездумное выполнение этого ритуала, как, впрочем, и любого из теургических действий, неэффективно, если не сказать больше - бессмысленно, пустая трата времени и энергии. Одновременно маг воспаляет свое Воображение и мысленно рисует огненные пентаграммы вокруг себя в астральном плане, для того чтобы сквозь исходящие из фигур лучи света и власти - символы духовной сущности - не посмело пройти ни одно из низменных существ. Маг ни в коем случае не должен опускать то оружие, которым он рисует в воздухе пентаграммы. Круг следует рисовать замкнутым, наподобие прямой линии, непрерывной от одной пентаграммы до другой. Сверкающая пятиконечная звезда подобна пламенеющему мечу, отлучившему Адама от райских кущ.
Четыре архангела,
Рафаил, Гавриил, Михаил и Уриил - архангелы, символизирующие Воздух, Воду, Огонь и Землю соответственно. Наиболее часто из них в Библии упоминаются три архангела - Михаил, Гавриил и Рафаил. В знаменитом каббалистическом тексте Се-фер Бахир перечисляются три важнейших архангела, ими являются Михаил, Гавриил и Уриил (см. Бахир в переводе Арье Каплана, с. 41). Уриил часто упоминается как важная фигура в неканонических текстах, бывает, что в некоторых текстах его либо путают, либо заменяют Фануилом.
Один из важнейших магических текстов, работа Агриппы Три книги оккультной философии, изданная в 1531 г., называет Михаила, Рафаила, Гавриила и Уриила четырьмя ангельскими принцами, властелинами