если бы вы накануне сломали ногу или приняли бы ислам, а также предаваться другим столь же полезным умственным упражнениям, иными словами, всячески сожалеть о содеянном. Может, это и верно, что
умный человек лишь однажды наступает на одни грабли. Но подчеркнем, именно на одни. А всевозможных граблей в этом мире накидано превеликое множество. Так что совершенно логично выходит у нас, едва облегчив душу добрым словцом после плодотворной встречи с одними граблями, тут же перекрестить себе лоб рукоятью
следующих. Тогда, может, разумнее вообще не беспокоиться по этому поводу? Только как это сделать? - Да очень просто. Впитать в себя вместе с мраком Ахримана - есть такой темный бог у арьев иранской группы - важнейший паралогический принцип: если я что-то сделал (или нечто со мною произошло), значит, так надо, значит, это для чего-то необходимо. По этому поводу буддисты говорят о таковости, или данности, то есть о
безусловном принятии существующего порядка вещей. Вероятно, то же самое имеют в виду и видящие толтекской традиции, формулируя концепцию безупречности воина, который, по определению, не может жалеть ни о чем и ни о ком - и в первую очередь, о себе самом. По нашему мнению, и христианское смирение правильно будет интер-
претировать именно так. Во всяком случае, только в данной трактовке его можно считать продуктивным качеством.
Люди полны иллюзорной ответственности. Они ответственны перед родными и близкими, перед товарищами и сослуживцами, перед обществом, перед соотечественниками. Некоторые, особенно талантливые в этой области индивиды, умудряются чувствовать и изображать (одно другому не мешает) ответственность, аж перед всем человечеством, даже перед вселенной... Теперь подумайте: какова ответственность муравья, допустим, в масштабе солнечной системы? Вот именно, догадались... Каждый из нас ответственен лишь перед одним существом - перед самим собою, единственным и неповторимым. Когда же человек поддается всевозможному индуцированию окружающих особей, усердно программирующих его на те или иные действия, мысли и эмоции (нужные, между
прочим, только этим особям, но не самому бедняге), тем самым он неосознанно отказывается от великой возможности самостоятельно действовать и развиваться. Через всю магическую систему Карлоса Кастанеды красной нитью проходит категорическое требование - принять стиль жизни воина.
Итак, стиль жизни воина, или человека силы: не поддаваться индуцированию, сделаться прозрачным для любого воздействия извне и, по возможности, не выполнять то, на что вас провоцируют; ни о чем не жалеть;
принять на себя полную ответственность за собственные действия, за собственную жизнь.
Последнее чрезвычайно важно, ибо без этого у нас вообще не выйдет ничего. Каждую минуту, каждое мгновение нам приходится делать выбор: пойти - не пойти, сказать - не сказать, согласиться - не согласиться... И стоит нам хотя бы частично отказаться от ответственности за него, подсознательно переложить эту ответственность на нечто внешнее - или даже на какую-то собственную черту характера, какую-то свою
субличность, - как нас тут же начинают одолевать бесплодные сожаления, тревоги, озабоченность, уныние, отнимая у нас жизненную силу.
И еще, в строгом соответствии с паралогическим принципом Я делаю, значит, так надо, каждое свое решение воин принимает единожды и не расходует энергию на сомнения и терзания по поводу собственного же выбора (последнее, между прочим, свойственно всему роду человеческому). Это очень легко: вы принимаете решение и затем просто его выполняете, не задумываясь больше о том, насколько оно правильно.
Запомните, всего по капле за день наполняется чаша вашей жизни; но каждый день смерть отпивает из нее глоток; сделайте накопленную каплю больше глотка, и смерть никогда не сможет выпить чашу вашей жизни.
Вдумайтесь в это, вспомните себя в различных ситуациях и раз и навсегда решите: стоит ли постоянно растрачивать драгоценную жизненную силу на то, на что она у вас уходит... Жить без выбора - это самый великий выбор.
В одной из своих книг Карлос Кастанеда пересказывает весьма интересную притчу, впрочем, не комментируя ее. Однако после того, что мы изложили в этой главе, она и не нуждается в особых комментариях. Один нищий индеец, каким-то образом оказавшийся в мексиканском городке, долго скитался по нему и буквально погибал от голода и жажды. Наконец, он встретил старика, который увел его в горы и там напоил и накормил. У старика был чудесный талисман, при помощи которою он мог вызывать волшебного оленя, дающего