что и сам Гурджиев, и его ученики, следуя, вероятно, какому-то предварительному уговору, при общении с новым гостем не произносят ни слова. Впрочем, вели они себя вполне пристойно, то есть внимательно выслушивали журналиста, при этом радушно ему кивали, улыбались, с готовностью подливали вина в его бокал, но сами при этом упорно молчали.
Поначалу это подчеркнутое молчаливое внимание, вроде бы, журналиста смущало. Но постепенно он освоился и вдохновенно приступил к длиннющему речевому соло. Представление продолжалось часа четыре. Гость рассуждал о политике, о нефтедобыче, о бирже, о российских железных дорогах и еще много о чем, вроде бы, даже не замечая, что говорит-то он один.
На прощание журналист сердечно перепожимал руки всем присутствующим и доверительно сообщил, что давно уже не встречал столь приятных собеседников. Когда же он удалился, и ученики во главе с Гурджиевым вдоволь нахохотались, последний снисходительно заметил, что этот журналист - еще далеко не худший образчик современного человека, ибо неглуп и старается разглагольствовать лишь о том, в чем действительно разбирается, хотя бы приблизительно. А между тем, теша бесполезными речами тщеславие собственного ума, он упустил редкостную возможность узнать действительно что-то стоящее от подлинного человека силы, в обществе которого
провел чуть ли не целый день. И так поступило бы подавляющее большинство нормальных людей, окажись они на месте бедняги-журналиста. Нам кажется, эта история в комментариях не нуждается.
Теперь вкратце рассмотрим взаимные связи различных областей человеческого сознания (на схеме дона Хуана эти связи обозначены линиями). Итак, воля непосредственно связана с четырьмя важнейшими психическими сферами, как это показано на схеме. С пятой же сферой, то есть с речью, она взаимодействует только через интеллект. Это и понятно, ибо обычная человеческая речь есть его выражение. Между тем, разум связан с тремя основными областями сознания через волю. И это тоже понятно, ибо фиксации человеческого ума на чем-либо всегда предшествует волевой посыл. Правда, возможны и прямые связи интеллекта с ощущением, сновидением и видением (на нашей схеме эти связи показаны пунктиром, ибо дон Хуан их вовсе не обозначил). Но они по-настоящему налажены лишь в психике человека силы, сканера, мага.
Прямой контакт разума с ощущением вооружает мага возможностями необычного восприятия, - скажем, способностью видеть без помощи глаз: рукой, затылком, коленом -да чем угодно. Налаженная связь интеллекта со сном реализуется в осознанных сновидениях, которым в последние годы посвящено столько книг. .Связь разума с областью видения, или не-концептуального восприятия, лежит в основе почти что всех невербальных гипнотехник и магических психотехник.
Что же касается речи, то в принципе и ее можно связать напрямую с психическими областями, образующими на схеме лона Хуана треугольник. Однако это касается лишь истинной или объективной речи, имеющей очень
мало общего с нашим обиходным средством общения с остальными двуногими, то есть с речью субъективной.
Позже мы еще вернемся к этому вопросу.
Как вы, наверное, помните, дон Хуан добавил к своей схеме еще две точки, седьмую и восьмую, которые назвал соответственно тоналем и пагвалем, но категорически отказался их обсуждать. По нашему мнению, тональ - это полный внутренний образ человека, или наше индивидуальное самоощущение и скрытая оценка результата взаимодействия всех наших субличностей в тот или иной момент нашей жизни; иначе говоря, это - то, кем мы себя чувствуем, ощущаем во всей своей многообразной целостности. Одновременно тональ есть и то, как воспринимают нас окружающие, что они видят и чувствуют, когда общаются с нами. Наш тональ имеет скверное свойство со временем портиться. А потому его следует по возможности беречь и периодически восстанавливать.Что же касается нагваля, то бессмысленно пытаться объяснить это явление при помощи нашего
субъективного языка, а другим мы покуда не располагаем. Можно лишь метафорически пояснить, что нагваль есть то, чего в нас нет. Это - как бы тень, некая потенциальная наша возможность, которая постепенно может в нас проявиться. Нагваль - это то самое недостающее звено, которое необходимо обрести, чтобы совершить любое
магическое действие. Устремляясь к невозможному, мы ищем нагваль.
Теперь мы можем вернуться к методам работы с сознанием, уже более четко представляя, на что именно ориентирован каждый из них. Мы даже готовы сделать небольшую уступку вашему уму, постоянно требующему, как вы уже