А. Бандура

Александр Николаевич Скрябин — мистика творчества

на вселенную".

_______

* Эта "триада Бытия" (Материя, Энергия, Информация) имеет свои соответствия и в Небытии, благодаря чему проявленный мир относительно устойчив. Видимо не случайно Скрябин помещает этот важнейший теософский смысл шестиугольную звезду, образованную двумя наложенными друг на друга треугольниками ("триада Бытия" + "триада Небытия") — на обложку первого издания партитуры своей "Поэмы огня".

На уровне отдельного произведения — это "материализация" художественного образа, его "проявление", но и неизбежное обеднение, ограниченное рамками чувственно воспринимаемых звуков. Даже при создании самой крошечной своей миниатюры Скрябин воспроизводит все этапы инволюции Духа в Материю первую половину "Мистерии". Это своеобразное "сгущение", "уплотнение" Информации в творческой Энергии, а затем — "уплотнение" Энергии в звуковом теле произведения. Вторая половина "Мистерии" — эволюция Материи к Духу — поначалу как бы выносится Скрябиным "за скобки" творческого процесса. Композитор, с одной стороны, переносит процесс дематериализации звука в воображение слушателя, справедливо полагая, что воспринятая сознанием звуковая информация совершит обратный путь в Бессознательное, где она может быть "расшифрована" уже не как конкретный звукообраз, но как нематериальный информационный блок (подчеркнем, что поскольку речь идет о движении от сознания, слушатель, как правило, не осознает этого процесса). С другой стороны, Скрябин пытался добиться дематериализации звука как пианист, что производило наибольший эффект не на публичных концертах, а в домашней обстановке, в узком кругу друзей. В дальнейшем композитор переносит процессы дематериализации уже в сферу художественного воплощения. Это, прежде всего, светомузыкальные эксперименты (свет — тот же звук, только более высокой частоты, являющийся его продолжением в высших духовных сферах). Это, далее, проекты синтетического искусства, которое должно было отобразить все, возникающее в Бессознательном в связи с музыкой, чувственные ассоциации: зрительные, обонятельные, тактильные, вкусовые. Вторжение в Бессознательное, задуманное композитором, подразумевает управление воображением слушателя. "Воображаемые звуки" (которые не должны были звучать, но которые надо было себе представить) Скрябин намеревался ввести в "Предварительное действие" и записать особым шрифтом. Это, видимо, был последний шаг к дематериализации звука и первый шаг к одухотворению всех остальных средств синтетического искусства.

Следует подчеркнуть, что скрябинский творческий процесс, материализованный в звуках, отражает не просто абстрактные закономерности становления Вселенной как накопления информации (образования порядка из хаоса), но показывает и "внешний" конкретный образ космических процессов как движения ориентированных в пространстве и времени точечных масс. Оформляя такую "точечную массу" (звукомножество) в виде аккорда, Скрябин, как правило, отражает в его структуре принцип строения любого физического объекта, неизменный от нуклона до галактик — плотное ядро и поле вокруг него: "...Центр, окруженный массой единообразных стремящихся от центра частиц.

_______

* Любопытно,что структура центрального элемента скрябинской тональной системы — альтерированного доминантового нонаккорда — соответствует приведенным в "Тайной Доктрине" "числам творения". Станца IV повествует: Из лучезарности Света — Луча Вечной Тьмы — устремились в Пространство Энергии вновь пробужденные; Единый из Яйца, Шесть и Пять. Затем Три, Один, Четыре, Один, Пять — Дважды Семь, Сумма Всего". Если взять за точку отсчета, например звук "До" большой октавы, а за единицу измерения — целый тон, то скрябинский аккорд расположится так (в скобках указаны расстояния между звуками):

До(6) до(5) си-бемоль(3)1 ми(1)1 фа-диез(4)(1) ре(1)2 ми(5)2 ре3.

В чередовании таких звукокомплексов, при котором каждый из последующих как бы "отпочковыватся" от предыдущего, также отражается космический процесс формирования новых галактик и звезд, что дало повод критикам назвать композитора "музыкальным фантастом", а слушателям увидеть в его произведениях "космические пейзажи".

В этой связи следует подчеркнуть, что видимый Космос составляет лишь самую малую, самую грубую часть скрябинской Реальности. Деятельность великого композитора-мистика проходила на плане тонких миров, что объясняет многие загадочные события в его жизни. Страшные признаки, которых Скрябин видел слева от себя, играя Шестую или Девятую сонату — не были ли они чем-то большим, чем художественная фантазия?