своей ладьи на
вздымающееся море возрождения!
Но вы можете подумать, если мое настроение отражается в
вас, что я впал во второе детство? Так оно и есть — мое второе
детство в так называемое невидимой области.
Когда во время моего странствования с Прекрасным Существом мои
глаза утомились от всей красоты, которую я видел, я был приведен
моим очаровательным товарищем к таким сценам земли, которые будь я
в одиночестве — вызвали бы во мне большую грусть. Но нельзя быть
грустным, когда вблизи от вас Прекрасное Существо. В этом его очарование;
быть в его присутствии — значит вкушать радости бессмертной
жизни.
Мы смотрели вместе на ночной разгул в том месте, которое вы на
земле называете вертепом порока. Был ли я возмущен? Нисколько. Я
наблюдал за потехами этих крошечных человеческих существ, как ученый
наблюдает за движением бактерий в капле воды. Мне казалось, что
я смотрю на все это с точки зрения звезд. Я не решился сказать: с
точки зрения Бога, для которого большое и малое одно и то же; сравнение
со звездами вернее, ибо, как можем мы судить о том, как видит
Бог, — если только мы не подразумеваем под этим Бога внутри нас самих?
Вы, читающие эти строки, когда вы перейдете сюда, вы будете
многому удивляться. Малые вещи покажутся для вас большими, а
большие — малыми, и все разместится на своем месте в картине
бесконечного плана, в котором и ваши затруднения и все ваши мучения
окажутся подробностями, неизбежными и прекрасными. Эта мысль
возникла во мне, когда я странствовал от неба к земле, от красоты
к безобразию, с моим лучезарным товарищем.
Если бы я только мог найти слова, чтобы передать вам влияние
Прекрасного Существа! Оно не похоже ни на что остальное во всей
вселенной. Оно обманчиво, как лунный свет, и более нежно, чем нежность
матери. Оно прекраснее самого прекрасного цветка, и в то же
время может смотреть с улыбкой на безобразие. Оно чище, чем дыхание
Океана, и в то же время не испытывает никакого ужаса перед нечистотой.
Оно безыскусственно, как малое дитя, и в то же время мудрее
древних богов; настоящее чудо противоречий, причудливый странник
небес, любимец невидимых миров.
Письмо 42
ИГРА В "ВЕРИШЬ — НЕ ВЕРИШЬ"
Однажды я встретил человека в театральном костюме, который
объявил мне, что он Шекспир. Теперь я уже привык к таким заявлениям,
и они не удивляют меня, как удивляли семь — восемь месяцев тому
назад (да, я все еще держу счет вашим месяцам, имея для того особую
цель). Я спросил этого человека, какого рода доказательства может
он привести для подтверждения своей претензии? На это он мне ответил,
что претензия его не требует никакого доказательства.
— Этот номер со мной не пройдет, — сказал я, — ведь я старый
законовед!
На это он засмеялся и спросил:
— Но почему бы и вам не присоединиться к игре?
Я рассказываю вам эту довольно бессмысленную историю потому,
что она иллюстрирует интересную сторону здешней жизни.
Несколько раньше, одна вновь перешедшая сюда леди, увидев меня
одетым в римскую тогу, подумала, что я Цезарь; я сказал ей тогда,
что все мы здесь актеры. Я подразумевал, что мы, подобно детям,
"переодеваемся", когда хотим подействовать на свое собственное воображение,
или когда хотим оживить какую-нибудь сцену из прошлого.
Это разыгрывание роли бывает обыкновенно вполне невинно, хотя иногда
самая легкость, с которой это делается, приносит с собой соблазн
к обману, в особенности, когда дело касается земных людей. Вы догадываетесь,
о чем я хочу сказать. Жгучие духи, на которых так часто
жалуются посетители спиритических сеансов, принадлежат зачастую к
этим астральным актерам, которые нередко гордятся тонкостью своей
игры.
А потому не будьте слишком уверены, что дух, выдающий себя за
вашего покойного дедушку, есть и в самом деле эта уважаемая особа.
Он может оказаться просто актером, играющим свою роль для своего и
вашего развлечения.
Как же различить такую игру? — спросите вы. На это трудно ответить.
Я бы сказал, что самое верное доказательство — в собственном
глубоком и неэмоциональном убеждении, что перед вами находится
подлинный дух. Есть какой-то инстинкт в человеческом сердце, который
никогда не обманет нас, если мы без страха и без предубеждения
будем поддаваться его решению. Как часто в мирских делах мы действовали
вопреки этому внутреннему указателю и оказывались на неверной
дороге!
Если у вас будет инстинктивное чувство, что этот невидимый и
даже видимый дух не то, за что он себя выдает, лучше прекратить
всякое