предостерегают от ожидания одномоментных, внезапных изменений в духе буквально понимаемого Откровения Св. Иоанна Богослова: Третий ангел вострубил и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезды полынь...
Тибетские тексты, - пишет Томас, - например, утверждают, что переходная эпоха продолжится в течение трехсот лет для того, чтобы очистить мир от всякого зла. В течение этого периода само трансгималайское плато Тибета будет покрыто водами, возможно, вследствие гигантского внезапного стремительного прилива. Этот поток должен сопровождаться вулканическими извержениями и опустошительными ураганами, и повсюду катаклизм достигнет такой силы, что останется мало выживших. Но все же Истинное Учение в конце концов будет установлено, родится новый мир, в котором озаренные будут сиять, как звезды на небе...
Более сложной представляется попытка понимания целей вмешательства в прошлое, если все же принять примеры показанных выше инцидентов как проявление регулирующей деятельности путешественников во времени. Можно, например, предполагать в качестве фактора, ограничивающего их корректирующие действия, принципиальную невозможность выбора оптимальных альтернатив развития истории. Герои Азимова без особых трудностей рассчитывают бесчисленные модели вариантов будущего, которые могут вызвать те или иные воздействия на прошлое. На сегодняшнем уровне познания мы понимаем, что предсказание поведения сложных самоорганизующихся систем, как минимум, весьма маловероятно, поэтому следствия любого воздействия на такую систему носят случайный, неопределенный характер.
Это заключение, естественно, относится и к изменениям судьбы отдельного человека - здесь имеют место непреодолимые, по-видимому, трудности, связанные с невероятно сложным комплексом взаимодействий человека и окружающей среды, что в большинстве случаев делает невозможным проведение расчетов изменений судьбы даже для одного человека.
Поэтому мы вряд ли можем объективно оценивать историю человечества и судьбы отдельных людей с точки зрения возможности их корректировки - нам, наверное, остается только гадать: не является ли та история, которую мы знаем, в какой-то степени оптимальной? То есть не была бы история человечества еще более зловещей, кровавой, обезображенной еще большим числом преступлений и жертв, если бы она развивалась иным, естественным, без вмешательства, путем? Можно хотя бы вспомнить, что у Гитлера, в общем-то, были шансы получить атомную бомбу...
Другим должен стать человек, который будет оперировать пространством и временем. Он, конечно, будет обладать Вселенной, по это будет не краснощекий богатырь с мышцами, и, конечно, человек справится сам с собой, с самим собой, но только он сначала изменит себе... Природа не обманывает, она выполняет свои обещания, но не так, как мы думали, и зачастую не так, как нам хотелось бы...
Человек станет поистине разумным, ибо сегодняшнее узурпированное им видовое имя - Сапиенс - Разумный, - далеко не всегда соответствует его жизни и тому, что он с этой жизнью делает. В контактных материалах, известных как Послание КОН,- утверждается: ...известны представители животного мира на различных планетах, способные дать не меньшее число разнообразных безусловных реакций, вполне адекватных действительности, в ответ на различные комбинации внешних раздражителей, которые тем не менее не могут быть названы разумными. По-видимому, правильнее было бы считать человечество не разумной, а потенциально разумной расой, поскольку ограниченность мышления все же не является у вас врожденной. Это же, наверное, имел в виду Маркс в своей парадоксальной формулировке, утверждавшей, что разум существовал всегда, но не всегда в разумной форме.
Как же определить разумную деятельность? Что такое разум, разумное существо? Мне кажется, что определение разума очень просто и непосредственно следует из всего предыдущего изложения: разумной может считаться живая система, чья деятельность адекватна созидательной деятельности Вселенной, а взаимоотношения с иными живыми системами строятся на принципах космоэтики.
Живая и разумная Вселенная неизмеримо сложнее наших сегодняшних представлений о ней. Человечество, тысячелетиями прикованное к двумерности земного шара, только