этим высшим планом и нашим физическим видимым миром существует промежуточный план, воспринимающий из высшего плана образы и облекающий их телом, точно так же, как рука скульптора переносит образы из мозга на материю.
Этот план является промежуточным звеном между принципом вещей и самими вещами - это то, что оккультизм называет планом астральным 1.
Не следует, однако, полагать, что этот астральный план находится в метафизической области, доступной восприятию только разумом.
В природе, а равно и в человеке, все так тесно связано, что каждая травка содержит в себе свой план астральный, а равно и божественный. Только необходимость анализа заставляет нас разделять вещи, абсолютно слитные. Мы только что определили значение этого астрального плана, как формирующего посредника, но это еще не все.
Если читатель хорошо понял только что сказанное, то ему легко будет составить себе представление о том, что разумеется в оккультизме под вторым свойством астрального плана - созиданием форм.
Всякая вещь создается предварительно в божественном мире в принципе, т.е. в возможности существования, аналогичной идее у человека.
Этот принцип переходит затем в астральный план и проявляется там, как в негативе, т.е. все, что было светлым в принципе, становится темным и наоборот, что было темным, делается светлым. Это не будет точным изображением проявляющегося принципа, а только отливкой формы этого изображения, а когда получилась форма, - творение в астрале окончено 2.
1 Ормузд не произвел непосредственно существа материальные и духовные, из которых состоит вселенная: он их произвел через посредство слова, божественного Глагопа, святого Хановера. (Зенд-Авеста).
2 Под Божественным Словом, Разумом или Всеобщей Причиной, которая предсуществовала и господствовала при образовании вещей, мы встречаем феруэры, т.е божественные формы, бессмертные типы различных существ. Огонь и животные имеют свои феруэры, как и человек, нации, города, области - так же, как и неделимые (Зенд-Авеста).
Тогда уже начинается созидание в плане физическом, в мире видимом. Астральная форма, действуя на материю, образует форму физическую, подобно тому,
как литейная форма производит статуэтки, астрал не может изменять типов, которым он дает начало, равно как литейная форма не изменяет изображения, которое она воспроизводит. Для изменения образа надо создать новую форму, что может сделать Бог непосредственно, а человек только с помощью каких-нибудь приспособлений.
Флюиды и духи.
Элементеры и Элементалы 1.
Кроме флюидов, творящих или созидающих из мира первообразов, и флюидов охранительных - из мира астрального, существуют особые агенты, влияющие на флюиды.
1 Эти термины оставлены нами ввиду неимения соответственных названий врусском языке.
Элементер - существо духовное, сознательное и личное, оно образовано из всех элементов, которые составляют человеческое Я Оно соответствует тому, что в учении спиритов называют духом (души людей)
Элементал - существо инстинктивное и смертное, дух стихии Парацельс называет их Саганами
Более подробные объяснения см. Papus Traite methodique. (Прим, перев )
В приведенном нами выше сравнении такими агентами служат пальцы артиста, или вернее тысячи клеточек, составляющих движение и жизнь этих пальцев.
Основываясь на том, что все видимое есть проявление и осуществление невидимой идеи, оккультизм заключает, что в природе находится целая иерархия психических существ, подобно тому, как в человеке, начиная от клеточки костной до клеточки нервной, находится целая иерархия согласованных элементов.
Психические существа, пребывающие в области действия физико-химических сил, называются Элементалами или стихийными духами. Они аналогичны кровеносным шарикам и в особенности лейкоцитам человека. Эти стихийные духи действуют в низших слоях
астрального плана, в непосредственном общении с планом физическим.
Вопрос о стихийных духах, подчиняющихся доброй или злой воле, управляющей ими, и не ответственных за свои действия, несмотря на полную разумность, возбудил в последнее время любопытную полемику.
Приведенные нами ниже цитаты из древних авторов доказывают, что об астральных существах оккультизм знал и рассказывал уже с давних пор 1.
Сверх этого, достаточно припомнить, что в нашем физическом плане имеет то же самое значение животное очень разумное - собака. Собака разбойника, по наущению своего хозяина, кидается на честного человека, а собака фермера бросается, по приказу хозяина, на вора, проникающего в ферму. В обоих случаях собака не знает, хорош или нет этот