Папюс

Практическая магия

в настоящем труде, относящемся только к Магии, мы не будем касаться существ, действующих в божественном плане и происшедших от частичного соединения человеческих личностей с Божеством, согласно учению Каббалы.

Когда мы хотим представить себе человека, то внешний облик его первым приходит нам на ум. Между тем самое поверхностное размышление показывает, что физическое тело служит лишь носителем и средством проявления духа.

Вся совокупность вещей и существ нашей природы является носителем и выразителем Божества, то есть играет роль вполне аналогичную физическому организму человека. Поэтому,

говоря о Боге и не опираясь на физические Его проявления, мы рискуем заблудиться в метафизическом тумане и остаться непонятыми большинством читателей.

Вот почему, излагая наши идеи о Боге, постараемся опираться на строение человека, с одной стороны, и на строение мира -

с другой.

В человеке мы различали: во-первых -физическое или органическое существо, автоматически действующее как во время

бодрствования, так и во время сна, во-вторых- высшее интеллектуальное существо, проявляющееся через первое, почти исключительно, во время бодрствования.

Органическая часть человеческого существа аналогична тому, что мы назвали Природой. Одни и те же роковые законы управляют как телом человека, так и Космосом. Сознательная же часть человека аналогична (хотя и весьма грубо) нашей идее о Боге. Отношение физического человека к сознательному разъясняет нам, таким образом, отношение Природы к Богу, а отношение физического существа к духу человека - отношение человека к Богу.

Мы можем принципиально установить, на основании наших аналогий, что Бог, проявляющийся в двух великих космических началах: Природе и человеке, обладает собственным независимым существованием.

Согласно этому воззрению, Первопричина всего сущего не вмешивается самолично в естественный ход явлений Природы, подобно тому как человеческое сознание не вмешивается в действия сердца или печени.

Человек есть единственный создатель и судья своей судьбы, он свободен действовать, как ему нравится, в границах отведенной ему роковой области, подобно путешественнику, могущему заниматься, чем ему угодно, в своей каюте. Бога так же мало можно винить в человеческих проступках, как капитана парохода в фантазиях пассажиров.

Поверхностному наблюдателю Бог может показаться совокупностью всего сущего, подобно тому как человек покажется ему совокупностью органов и способностей.

Настоящий человек, как мы знаем, есть дух и отличен от физического тела, от астрального и от психического существа, которые он познает все в отдельности и которыми он владеет. Так же и Бог - начало всего сущего - отличен от Природы и от человечества, которые Он познает и которыми обладает.

Проводя грубую аналогию, можно сравнить Природу с телом Бога, а человечество - с Его жизнью. Из предыдущего мы знаем, что физический организм есть тело человека, астральное тело, вместе с психическим существом, - суть оживляющая его начала, все три вместе составляют органическую часть, которой пользуется сознательная часть человека для своего проявления (Прежде всего Бог потенциально существует в неизреченном единстве, это первое лицо Троицы - Бог-Отец Затем, Он проявляется Самому Себе, создавая целый постигаемый мир, Он противопоставляется Самому Себе, как мировой разум, это второе лицо Троицы -Бог-Сын. Наконец, Он действует и творит. Его воля проявляется, и Его мысль осуществляется вне Его, это третье лицо Троицы или Святой Дух. Бог, вечно проходящий эти три состояния, являет нам подобие круга, центр которого везде и окружность нигде. (R. Fludd. - "Philosoph. mor.", отд. I, кн. II, гл. IV.)).

Не следует забывать, однако, что дух человека связан внутренним ощущением со всякой малейшей частичкой организма, так, что хоть сам он и не может непосредственно действовать на частичку, но она, со своей стороны,, может давать знать о себе духу, передавая ему болевое и другие ощущения.

Подобно этому и Бог присутствует в каждой малейшей частичке мироздания и в каждом из нас, в каждой из клеточек, составляющих организм.

Природа и человек действуют, следовательно, свободно, будучи в то же время со всех сторон окружены активными божественными силами, безостановочно ведущими Вселенную по пути прогресса, не вмешиваясь в действия Природы или деятельность человека.

Каббалисты называют Отцом - божественное начало, управляющее общим ходом мира, Сыном - начало, управляющее, в частности, человечеством, и Святым духом - начало, управляющее, в