УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ
т. II. ПУТЬ К ПУСТОТЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Гл. 1. Учили ли отцы Церкви пантеизму?
Гл. 2 ХРИСТИАНСКАЯ МЫСЛЬ ПЕРЕД ТАЙНОЙ ЛИЧНОСТИ
Гл. 3 ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СЛОВО ПЕРЕД ЛИЦОМ БОГА
Гл. 4. БОГОСЛОВИЕ МЕСТОИМЕНИЯ
Гл. 5. СПОСОБНО ЛИ ХРИСТИАНСТВО ВЫДЕРЖАТЬ КРИТИКУ ПАНТЕИЗМА?
Гл. 6. "Общий знаменатель" пантеизма и христианства
Гл. 7. Христианская критика пантеистической философии или "Существует ли мир?"
Гл. 8. Существует ли человек?
Гл. 9 ПАНТЕИЗМ И ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ
Гл. 10. СВОБОДА ОТ КАРМЫ
Гл. 11. ЭТИЧЕСКИЕ СЛЕДСТВИЯ ПАНТЕИЗМА
Гл. 12. ОТ ИМИТАЦИИ ФИЛОСОФИИ - К МАГИИ
ПРЕДИСЛОВИЕ
"Есть две добродетели, созидающие спасение человека: вера и любовь. Если бы я видел, что вы погрешаете в чем-либо о вере, то о ней и слово повел бы я к вам, стараясь всячески направить вас на православное мудрование. Поскольку же благодатию Христовой, ваша вера здрава, то, оставя веру, поговорю с вами немного о деятельной жизни, двигателем которой должна быть любовь". Так обращается к монахам преп. Феодор Студит1.
Я же обращаюсь не к монахам, но совсем к иным читателям. Те люди, ради которых написана эта книга, болеют именно верой - точнее, суеверием. В порыве своей совести возжаждав истины, они обратились не к Евангелию, а к мишурным книжкам карма-колы. Их души, вскормленные на тощих хлебах "атеистической духовности", и прежде были не слишком здоровы (да и "деятельной любви" их учили не так уж настойчиво). Прельщенные же оккультизмом, они лишь плотнее затянули повязки на своих глазах. Атеизм сменился язычеством. Насколько выветрилось представление о Боге из сознания людей, можно судить по такому высказыванию женщины, занимающейся вышиванием золотошвейных икон: "Я чувствую - если энергетика из Космоса сильна (я так называю вдохновение), значит, пора за работу".
Поэтому и приходится вести к таким людям слово о вере. И не просто о вере - о христианской философии.
Немало поколений подряд несется над Европой и Россией клич: сделайте христианство понятнее, говорите проще, объясните все рассудочно и без ваших "таинств" и "благодатей". Но едва только выйдет очередной катехизис, излагающий веру Церкви в популярной форме, как интеллектуальные гурманы заявляют: фи, как примитивно.
Итак, две устойчивые формулы вращаются в сознании современных людей, оправдывая их неоязыческие страсти: "Христианское богословие слишком сложно, поэтому пойдем лучше к колдунам". И - "в христианском катехизисе все слишком примитивно, поищем