для собственного бессмертия. То же, что бессмертно не по себе самому, а по причастию чему-то другому - это не Бог.
Конечно, католики с таким выводом не согласились. Точнее, с самой логикой и они согласны. Но по их утверждению, Дух исходит от Отца и Сына не как от двух разных начал, а как от единого первоначалаjjj. Но что может быть "общего" у двух личностей? - Только то, что принадлежит им обоим, что повторяется в обоих существованиях, что, соответственно, носит качественный содержательный характер. То есть - природное свойство. В итоге, по утверждению католического богословия, "единство сущности Отца и Сына изводит Духа"163: из Отца и Сына, как единого сущностного начала, изводится Дух Святый. "Эта очень ясная схема возможна лишь при допущении онтологического первенства Сущности перед Ипостасями в Божественном Бытии. В этом принижении личного начала и заключается основной порок филиоквистской богословской спекуляции"164.
Filioque, полагающее, что Личность Духа исходит от безличной природы, общей для Отца и Сына, "сообщило Духу характер почти безличной пассивности"165, неполноправного лица, а по существу прослойки между Отцом и Сыном. Согласно православной традиции, по выражению о. С. Булгакова, "Отец сообщает Сыну Свою природу, а не она сообщается через Отца и Сына как некая безличная субстанция, в которой лишь возникают ипостаси"166. Как нельзя сказать природа моей кошки родила вчера котят, так нельзя сказать, что Природа Божества родила Личность Сына.
Но в католичестве безликая субстанция оказалась выше живой Личности - и потому В. Лосский имел полное право сказать, что через Filioque Бог философов и ученых занял место Бога живого167. Вместо того Бога, который именно как Личность предстоял Аврааму и Давиду, Иову и Христу - появляется безликая и безъязыкая "субстанция" философов.
"Католическое богословие исходит из сущности, из некого безликого оно, unum, и в этом оно имперсоналистично, - резюмирует прот. Сергий Булгаков. - Личность в Божестве, именно три ипостаси, возникает в этой сущности, как имманентные божественные отношения.., как модус, и следовательно, не составляет первоначального, абсолютного начала. Это релятивирование личности, сведение ее к симптоматике абсолютного означает метафизический савеллианизм, и даже нечто худшее, потому что и последний все же не был имперсонализмом... Самая мысль происхождения Духа от Отца и Сына - не в их ипостасном различении, но в их единстве и безразличии, - существенно имперсоналистична. Божество при этом