Кураев А

УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ 2

говорить о "Боге Слове, из Бога исшедшем" (Против Евномия 2. // Творения. Т.1, Спб., 1911, с. 489).

eee О том что Сын и Дух не братья см. - св. Григорий Нисский. Против Евномия. 2,14 // Творения. Ч. 5. М., 1863, с. 368.

fff По Аристотелю это невозможно. Категории 5,3b34-4а9 утверждают, что все носители одной природы равно владеют ее. И нельзя сказать, что А больше человек, чем Б. С христианской точки зрения человечность не только данность; очеловечивание - это еще и задание, которое каждый из нас выполняет с разной мерой успешности.

ggg "Но кто не был ни эллином ни иудеем, ни скупым ни расточительным, ни вообще в частности "тем" или "этим": скажите, пожалуйста, какая кисть и какие краски могут схватить и показать зрителю "вот! вот!" - эту сумму отсутствующих недостатков? Было лицо вообще идеальное, человеческое ("Се,Человек") с добротою, которая не переходила в сентиментальность, с осуждением злу, которое не переходило в желчность, со спокойствием, но ровным, не чрезмерным: ну, вот вы возьмите кисть и нарисуйте лицо "вообще иделаьное"! Ничего не выйдет, при удаче - икона... Христос не картинен в жизни, он был уже в жизни иконен" (Розанов В. В. Темный лик // Сочинения. т. 2. М., 1991, с. 429).

hhh "Общее для всех божественных Лиц - обладание всей полнотой. Общее только двух [Отца и Сына] - давать всю полноту. Общее только для Двух [Сына и Духа] - всю полноту принимать. Общее только для двух - обладать Лицом, произведенным от самого себя. Общее только для двух - происходить от кого-либо иного. Итак, поскольку общее для двух Лиц - происходить не от самих себя, но от другого, все еще остается с великим тщанием исследовать, чем в свою очередь различаются происхождение одного и происхождение другого. При найденном же различии обладания при рассуждении о взаимном сходстве, нужно для последнего назвать имя собственное" (Ришар Сен-Викторский О Троице 5,25.// Антология с. 370-371).

iii "В filioque нарушается равнобожественность ипостасей: Отец есть природа, имеющая силу рождать и изводить; та же природа, не имеющая силы рождать, но имеющая силу изводить, есть Сын; Дух же Святой есть та же природа, но не имеющая силы ни рождать, ни изводить, и понимается как "союз любви" между Отцом и Сыном, то есть как некая функция внутри Святой Троицы" (Успенский Л. А. Богословие иконы православной Церкви. Париж, 1989, с. 398).

jjj Определение Лионского собора 1274 года, почитаемого католиками как 14-й Вселенский: "Дух исходит от Отца и Сына не как от двух начал, но как от одного начала" (Волконский А. Католичество и священное предание Востока. Париж, 1933, с. 344).

kkk