он чуть ли не гневно. - Никакой это не образ. Вот что получается, когда заговоришь о серьезных вещах. Просто хоть не говори! Стоит завести речь о какой-нибудь нравственной истине, и вам сейчас же скажут, что вы выражаетесь образно. Один человек - настоящий, двуногий, - сказал мне как-то: "Я верю в святого Духа лишь в духовном смысле". Я его, конечно, спросил: "А как же еще в него верить?" - а он решил, что я сказал ему, будто надо верить только в эволюцию, или в этическое единомыслие, или еще в какую-то чушь"63.
Итак, ипостась означает первоначально нечто очевидное, прочное, неизменное. Затем - конкретно-единичное бытие. Затем - едичное в противоположность общему. Именно по этой линии идет мысль каппадокийцев (так называют четырех великих богословов IV столетия - свв. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского и Амфмилохия Иконийского).
В их системе ипостась так относится к природе, как частное - к общему ("И сущность, и ипостась имеют между собою такое же различие, какое есть между общим и отдельно взятым например, между живым существом и таким-то человеком" - св. Василий Великий. Письмо 228 (236) к Амфилохию).
На это налагается другое различие: необходимое-случайное: "сущность есть общее, а ипостась - частное. Однако оно - частное не потому, что одну часть естества имеет, а другую не имеет, но частным оно является по числу, как одно из неделимых, входящих в состав целого ряда... личности не различаются друг от друга по сущности, но по случайным принадлежностям, которые составляют отличительные свойства... Ибо ипостась определяют как сущность вместе с случайными особенностями" (преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, Ill,6).
Отсюда понятен следующий шаг в осмыслении термина "ипостась": "отличительные свойства", то, что выделяет из общего ряда, то, благодаря чему можно узнать именно этот предмет или этого человека. Это свойства, специфические именно для данного предмета и выделяющие его из круга вещей, с ним однородных.
Более того - это именно субъективное узнавание и вычленение этого выделяющего признака в объекте тем человеком, что смотрит на него. Тогда "Ипостась есть отличительный признак существования каждого" (св. Григорий Нисский); "Ипостась же умопредставляется в отличительном свойстве" (св. Василий Великий); "единая природа примышлением об особенностях каждой ипостаси разделяема" (преп. Иоанн Дамаскин. О ста ересях, 83) "Мы знаем единого Бога, но замечаем мыслию различия только по свойствам, т. е. отчеству сыновству, исхождению"