Кураев А

УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ 2

через сам образ их употребления. Теперь уже чаще всего они отностяся только к тем реалиям, которые являются "личностными" в нашем, современном понимании. "Некоторые западные исследователи отмечают, что в анализе "ипостаси" Григория Нисского отсутствует "личностный" момент: у него речь идет скорее о "вещи", чем о "личности". Подобное суждение не совсем верно, ибо, во-первых, Григорий, говоря об ипостаси, имеет в виду, главным образом, область "разумного бытия". Во-вторых, отсутствие глубинного анализа личности объясняется тем, что такой цели и не ставилось: для Григория основной задачей было установление соотношения бытия общего и бытия конкретного. В других своих произведениях он, как показывает Д. Линч, постоянно отождествляя "лицо" и "ипостась", всегда соотносит данное понятие с существами разумными и духовными, т.е. обладающими самосознанием. Тем самым: он вплотную приближается к современному понятию "личности" ( = "центр сознания") Наконец, в-третьих, хотелось бы заметить, что брать западное представление о "личности" (с его преобладающим акцентом на рациональном начале ее) в качестве эталона и применять его к византийской системе мышления, представляется нам процедурой недостаточно корректной. Как показывают определения "ипостаси" Григория Нисского, Иоанна Грамматика и др. византийских писателей, их интересует в "личности" не столько момент "сознания", сколько момент "бытия" (хотя, конечно, и первый не остается без внимания). Подобная "онтологичность" представления о личности в Византии служит немаловажной чертой ее своеобразной культуры"70.

Мы не знаем, кто же из греков дал в конце концов итоговую формулу ипостасного бытия. Но в V веке римлянин Боэций был убежден, что греческая терминология лучше подходит для обозначения личностного начала, нежели терминология латинская: "греки гораздо более четко обозначили индивидуальную субстанцию разумной природы, назвав ее ипостасис: у нас же не хватает слов для обозначения, и потому мы сохранили переносное название, именуя лицом (персона) то, что они зовут ипостась. Итак, более опытные в словесном выражении греки называют индивидуальную субсистенцию ипостасью. Субсистенция - это то, что само не нуждается в акциденциях для того, чтобы быть..."71. Августин также понимал, что персона латинского богословия не тождественна ипостаси богословия греческого: "Можно, в случае необходимости высказываний и споров, говорить о трех лицах... Итак, что же нам остается, как не признать, что произносим эти слова, вынуждаемые