Стивен Лаберж

практика осознанных сновидений

при котором идеи связываются в новые, уникальные ассоциации. Ключевым мо¬ментом в исследовании творчества является выявление простых средств волевого доступа к таким состояниям.

Сновидения могут служить неисчерпаемым источником творчества. Почему — это вам поможет понять экскурс в сов¬ременное знание об этом процессе.

Существует несколько уровней творчества, так же как и несколько уровней осознанности. Способность к творчеству, как и способность решать задачи, является универсальным че¬ловеческим свойством. Как уже говорилось, она нс ограничива¬ется лишь высоким искусством или любой другой формальной дисциплиной. Творчеством можно назвать все, что может быть сделано по-новому, нестандартно, спонтанно, с выдумкой.

Каждый человек время от времени пребывает в творческом , состоянии, а некоторые находятся в нем очень подолгу. По словам психотерапевта Карла Роджерса, действия ребенка, при¬думывающего вместе со своими друзьями новую игру, Эйн¬штейна, формулирующего теорию относительности, домохо¬зяйки, готовящей новый соус для мяса, молодого автора, пишу¬щего свою первую новеллу, — все они, в рамках нашего опре¬деления, являются творчеством.

Исследователи по данному вопросу сходятся в том, ч то творческое самовыражение, это длительный процесс. Часто ка¬жется, что вдохновение возникает неожиданно, из ниоткуда, как вспышка. Однако имеющиеся данные свидетельствуют о том, что «неожиданное» озарение всего лишь часть процесса, недо¬ступного нашему осознанию. Анализируя свои открытия, ве¬ликий немецкий ученый XIX века Герман Гельмгольц впервые

178

описал стадии творческого процесса: накопление, вынашивание и озарение.

На стадии накопления собирается информация и опробу¬ются различные подходы. Эти подготовительные действия мо¬гут заключаться в чтении, наблюдении, беседах с экспертами, записях, фотографировании или измерении. Потом следуют размышления над проблемой — концентрация, медитация, мы¬сленное моделирование ситуации. Это то время, когда механик стоит, уставившись на двигатель, художник — на чистый холст, писатель — на чистый лист бумаги (или экран компьютера). В конце этой стадии человек говорит себе: «Хорошо, я изучил проблему. Я обдумал ее. Где же ответ?»

Следующая стадия заключается в ничегонеделании. Когда упорные попытки решить проблему наконец бывают оправда¬ны и она попадает в область бессознательного, начинается пе¬риод вынашивания. В литературе описано много случаев, когда человек, измученный творчеством, решает