различных аспектов, которые могут находиться или не находиться в гармонии Друг с другом. Результатом дис¬гармонии может быть несчастная жизнь или антисоциальное поведение. Достижение целостности требует согласования всех аспектов личности. Интеграция может помочь не только вос¬становлению нарушенных связей между различными аспекта ми личности, но и процессу естественного развития. Такого рода теории расширяют классическую психотера¬пию, цель которой поддержать человека в его стремлении пре¬одолеть неврозы. Согласно Росси, интеграцией называются пр¬оцессы, способствующие росту личности. В сновидениях мы становимся свидетелями чего-то большею, чем простые желания. Мы переживаем драмы, отражающие паше психическое состояние и происходящие в нем перемены. Сны являются лабораториями для экспериментирования с нашей психикой... Коротко эту конструктивную, или синтетическую точку зрения на сновидения можно выразить так: сновидение — это глубинный процесс психологического роста, изменения и трансформации. Осознанное сновидение в огромной степени способствует этому процессу. В нем можно отождествить себя с чем угодно 1 таким образом символически связать воедино различные аспек- [ ты своей личности, которые до этого отрицались. Благодаря этому «камни», когда-то отброшенные при строительстве на¬шего «эго», могут быть заложены в новый фундамент целост¬ности. В этом же духе высказывается и поэт Райнер Мария Рильке: 220 Осуществление принципа, в соответствии с которым вы должны не избегать трудностей, а стремиться их преодолеть, поможет вам превратить все чуждое и неприятною в самое близкое и верное. Как туг не вспомнить древние мифы, хранилище мудрости всех народов, — мифы о драконах, которые в последний момент превращаются в принцесс. Наверное, все драконы нашей жизни — это принцессы, ждущие нас, красивых и смелых. Наверное, все ужасное в глубине своей беспомощно и ждет от нас спасения. Карл Юнг заметил, что отрицаемые черты характера часто проецируются па других и принимают символическое выра¬жение в снах в виде монстров, драконов, бесов и т.п. Юнг назвал эти символические фигуры тенями. Присутствие теневых фигур во сне свидетельствует о неполноте созданной нашим «эго» модели самих себя. Только вбирая в себя свою тень, «эго» при¬обретает целостность и психологическое здоровье. Процедура эта сопряжена с определенными трудностями, о которых повествует пионер осознанного сновидения Фре¬дерик ван Эдсн: «В классическом осознанном