процессами намеренно сужается и, если это нужно, устраняется. Когда установлено такое состояние саморегулирусмого мечтания, можно задать своему телу любую программу, и она будет выполнена; можно беспристрастно исследовать эмоциональные состояния, запоминая их или отбрасывая или полностью вытесняя другими, кажущимися более полезными состояниями, а также найти элегантное решение проблем, неразрешимых при обычном состоянии сознания.
Состояние сознания, которое имеют в виду супруги Грин, есть не осознанное сновидение, а гипнагогическое, или просо-ночное состояние, Тем не менее их выводы можно отнести (быть может, даже в большей степени) и к состоянию осознанного
180
сновидения, в котором сознательный и бессознательный ум оказываются лицом к лицу.
Карл Роджерс обратил внимание также па взаимосвязь между творчеством и психическими состояниями. В книге «Становление личности» он упоминает три психические осо¬бенности, которые, по его мнению, более всего свойственны творчеству.5 Первая из них — открытость воздействию окру¬жающего мира — противоположна самодостаточности, или жесткой приверженности сложившимся концепциям, мнени¬ям, теориям и гипотезам. Она подразумевает терпимое отно¬шение к неопределенности и способность обрабатывать про¬тиворечивую информацию, нс склоняясь к необдуманной вере или неверию.
Единственное, что требуется для достижения осознанности no cue, — это умение обрабатывать противоречивую, неопреде¬ленную и зачастую невероятную информацию, предоставляе¬мую нам в сновидении, причем делать это надо достаточно гибко, чтобы допустить нестандартный вывод об иллюзорности своих впечатлений. Таким образом, если вы легко добиваетесь во сне состояния осознанности, то открытое отношение к окру¬жающему миру не будет для вас проблемой.
Следующей особенностью творческого состояния является наличие внутреннего источника оценки. Это означает, что зна¬чимость продукта творчества определяется не одобрением или критикой со стороны других, а мнением человека, создавшего его. Это нигде так отчетливо нс проявляется, как в осознанных сновидениях, где каждый является одновременно и постанов¬щиком, и зрителем.
И последняя особенность, присущая, согласно Роджерсу, творчеству, — это способность играть с элементами и кон¬цепциями, способность к непредсказуемому жонглированию идеями, цветами, словами, отношениями, приводящая к не¬мыслимым комбинациям элементов, невероятным теориям и неподвластным логике открытиям. Осознанно