сновидящие имеют возможность делать в своих снах все, что угодно, поэтому осознанные сновидения — это идеальная лаборатория для та¬кого рода экспериментов. Как мы увидим в следующем разделе,
181
при этом можно использовать средства, гораздо более разнооб¬разные, чем те, что доступны нам во время бодрствования.
НЕЯВНОЕ ЗНАНИЕ
Наиболее важным понятием, относящимся к стимулиро¬ванию с помощью осознанных сновидений творческой фазы озарения, является так называемое неявное знание. Вещи, в которых вы уверены и которые можете сформулировать (на¬пример, ваш домашний адрес), называются явным знанием. В противоположность этому, неявное знание включает в себя то, что вы знаете, по нс можете объяснить (как, скажем, ходить или говорить), и то, что вы знаете, но не знаете почему (к примеру, цвет глаз вашей первой учительницы). Неявное знание прояв¬ляется в экспериментах по распознанию, когда человек думает, что он всего лишь случайно угадывает картинку, по процент попаданий выше вероятностного.
Из этих двух разновидностей знания неявное значительно больше по объему: мы знаем больше, чем понимаем. Во сне мы гораздо ближе контактируем с неявным знанием, чем во время бодрствования. Припомнив свои сновидения, вы наверняка на¬йдете среди них такое, в котором внешность человека, которого вы видели всего раз в жизни, была воспроизведена с поразитель-ной точностью, по сравнению с тем, что вы могли бы вспомнить в состоянии бодрствования. Объяснение этого феномена кро¬ется в доступе к неявному знанию, открывающемуся во сне, причем там это можно делать вполне осознанно. Поэтому в сновидениях мы не ограничены, как в бодрствующем состо¬янии, сознательным доступом только к небольшой части акку¬мулированного нами опыта.
Помимо осознанности, по-видимому, нет иного способа определить момент, когда наступил творческий сон, если только он вообще возможен при других обстоятельствах. В осознанном сновидении мы можем взять под контроль ума необъятные творческие возможности, открывающиеся во время сна. Следу¬ющий пример показывает, как онейронавту удалось найти спе-цифичский элемент неявного знания в виде книги. В ней он не нашел конкретного решения своей проблемы, по проснувшись, нашел его в книге реальной. Знание, полученное в данном слу-
182
чае, заключалось в том, что найденная книга содержала ключ к проблеме.
Недавно я занял второе место в математическом конкур-се. Получив листок с задачами (всего их было пять), я боль¬шую часть дня провел в поиске способов их решения.