при его восприятии. Если вы покажете собаке книгу по философии, собака воспользуется своим носом, чтобы определить, что это такое. Она будет оперировать категориями типа «еда—не еда», «собака—нс собака» и так далее — теми, что позволяют делать вывод на основе запаха. Результатом будет очень скорая потеря интереса к книге. Произойдет это не из-за несовершенства обоняния собаки, а из-за несовершенства ее способностей, инстинкта и опыта, заставляющих использовать для восприятия не тот орган. Подобным же образом, наше восприятие действительности может вполне соответствовать используемым органам чувств, но быть неадекватным из-за того, что мы используем не те чувства.'
Каково же чувство, которым мы постигаем смысл жизни? Брент намекает на то, что это форма интуиции, развитие кото¬рой требует наставлений учителя, уже имеющего такую способ-
245
ность. Этот факт, возможно, ограничивает ваше самостоятель¬ное продвижение по пути осознанного сновидения.
Тем не менее осознанные сновидения могут помочь вам ощутить несравненно более богатый мир, лежащий за преде¬лами привычной реальности. Какими бы сторонам и духовности или самопознания вы ни интересовались, они помогут вам за¬глянуть вглубь своего внутреннего мира и сделать там новые открытия.
СПОСОБ ПОЗНАНИЯ РЕАЛЬНОСТИ
Тибетский учитель Тартапг Тулку сказал:
Сны — это хранилище опыта и знания, но их пока еще недооцениваю! как способ постижения реальности.
Па протяжение вот уже более тысячи лет тибетские буд¬дисты применяют осознанное сновидение для познания иллю¬зорной природы индивидуального существования и в качестве одной из практик, ведущих к озарению и открытию своей ис¬тинной природы.
Суфии, возможно, тоже используют осознанное сновиде¬ние или что-то наподобие его в духовных целях. Косвенное свидетельство тому мы находим у известного испанского суфия XII века Мохиддина Ибн Эль-Араби: «Человек должен конт¬ролировать свои мысли во сне. Тренировка такой бдительнос¬ти... принесет ему огромную пользу. Каждый должен прило¬жить усилия для приобретения этой важнейшей способности»-1.
Тартанг Тулку объясняет преимущества осознанного сно¬видения следующим образом: «Опыт, который мы приобретаем в ходе нашей практики во сне, может впоследствии быть пере¬несен в состояние бодрствования. Например, во сне можно научиться превращать враждебно настроенные существа в ми¬ролюбивые. С помощью того же метода можно возникающие днем отрицательные эмоции трансформировать в дополни¬тельную осознанность.