Таким образом, наш опыт во сне может быть использован для выработки более гибкого поведения»'1.
«Со временем, — продолжает Тартанг Тулку, — мы заме¬чаем все меньше и меньше разницы между состояниями сна и
246
бодрствования. Мы приобретаем знание, которое делает наше восприятие более живым и разнообразным. ...Этот тип знания, основанный на практике во сне, может помочь в достижении внутренней гармонии. Питая ум, знание воздействует на весь живой организм. Знание озаряет прежде невидимые грани ума и освещает нам нугь к неизведанным глубинам бытия»7.
Согласно «Доктрине состояния сна», древнему тибетскому йогическому руководству, практика определенных техник кон¬тролирования сна дает возможность видеть во сне все, что толь¬ко можно себе вообразить.8 Тартанг Тулку дает аналогичное заключение: «Продвинутые йоги Moiyr делать в своих сновиде¬ниях практически все. Они могут стать драконами или мифи¬ческими птицами, стать больше или меньше, исчезнуть, воз¬вратиться в детство и заново прожить свою жизнь или даже полететь в космос»9.
Такой уровень контроля над сном открывает поистине ог¬ромные возможности, связанные с исполнением желаний, но тибетские йоги простирают взор за пределы любых тривиаль¬ных удовольствий. Им осознанное сновидение дает «средство познания действительности», возможность экспериментиро¬вать, исследуя субъективную природу состояния сна и, как его разновидность, бодрствуюгцее восприятие. Такого рода позна¬нию они придают величайшее значение.
Осознание того, что наше восприятие действительности является субъективным, а нс прямым и непосредс! ценным, мо¬жет иметь и практическое применение. Согласно Тартангу Тул-ку, как только мы осознаем, что наше восприятие субъективно и, таким образом, похоже на сои, «оковы понятий и самооценки начинают исчезать. Как только паша самооценка становится менее жесткой, наши проблемы теряют свою остроту. Однов¬ременно проявляется новый, гораздо более глубокий уровень знания»10. Н результате, «даже тяжелейшие испытания воспри¬нимаются с легкостью и спокойствием. Когда вы увидите, что все вокруг напоминает сон, вы достигнете чистого знания. А способ достижения этого знания состоит в осознании сновид-чсского характера воспринимаемой действительности»11.
Комментарии к «Доктрине состояния сца» поясняет, что для понимания йоги сна необходимы длительная практика и
247
большой опыт; для завершения этого пути нужны как теория, так и практика. Тот, кто успешно пройдет его до конца, познает следующее:
1.