«эго» является неотъемлемой частью индивида, необходимой для эф¬фективного взаимодействия с миром. Тот факт, что и «эго», и , «Я» называют себя «я», часто является причиной путаницы, j Хорошо информированное «эго» говорит правдиво: «Я есть то, | что знаю о себе». «Я» говорит просто: «Я есть». Если «Я» знает, что оно не является «эго», то оно достаточно беспристрастно в объективном суждении о себе, как в той истории с 11асрсддином, когда монах хвастает перед ним: «Я такой отрешенный, что никогда не думаю о себе, только о других». На что Насреддин
250
отвечает: «А я такой объективный, что могу смотреть на себя как на другого человека, — так что мне можно подумать и о себе»19.
Чем меньше мы отождествляем себя с тем, кем, по нашему мнению, являемся, тем с большей вероятностью поймем, кем являемся на самом деле. В этой связи суфииский мастер Та-рикави писал:
Обретая себя, вы обретаете знание. До этого времени у вас могут быть только мнения, которые основываются на привычках и на том, что вы считаете удобным.
Изучение Пуги требует найти свое «я». Пока еще вы его не всгретили. Пока что вы встречаете других, единственная польза от которых в том, что когда-нибудь один из них может оказаться вашим истинным «я».
До этой встречи вам много раз будет казаться, будто вы нашли его. Но истинное «я» таково, что, встретив его, вы вступаете в обладание вечным знанием, не сравнимым ни с чем другим на земле.
Еще до того, как испытать искреннее желание найти себя, вы можете столкнуться с гораздоболее настойчивым, чем ранее, стремлением «эго» удовлетворить свои желания. Это законо¬мерное явление может помешать вам в постижении высших проявлений своего «я», поскольку какая-то часть вашего сущес¬тва будет страдать из-за своих страстей, не удовлетворенных в бодрствующей жизни.
Не следует также стремиться к трансцендентности как сред¬ству ухода от жизненных проблем — вспомните демонические сны ван Эдена. Первое время вы должны с готовностью прео¬долевать все проблемы, встающие перед вами. Но, разрешив их с помощью сновидения и потратив значительные усилия на исполнение желаний, вы можете почувствовать необходимость или потребность заняться поиском чего- то доселе неведомого, то есть самого себя.
КАПИТУЛЯЦИЯ
Я неожиданно осознал себя во сне, когда прогуливался в холле своей школы, и очень обрадовался этому. Мое сознание
251
было практически таким же ясным, как и в бодрствующей жизни. Как всегда, мне захотелось выбриться наружу, к свету. Я направился к выходу, но открыть дверь мне помешала