Стивен Лаберж

практика осознанных сновидений

своего «это». Наверное, каждый но-своему представляет это «запредельное нечто». Его форма зависит от наше1о воспитания, философии и склонности к мистике.

Обычно капитулируют, «отдаваясь воле Всевышнего». Од¬нако если вы не признаете или не понимаете религиозную тер¬минологию, то можете попробовать выразить свое желание по-другому. В контексте того, что мы здесь обсуждаем, это можно выразить более нейтрально: «Я передаю контроль моему истинному «я». Какие бы предположения вы ни строили по поводу истинной природы своего «я», передача контроля над сном от того, кем вы, но вашему мнению, являетесь, тому, кем вы являетесь на самом деле, приведет к прогрессу. Истинное «я», содержащее все ваши знания, осознанные или неосознанные, способно принимать более мудрые решения, чем «это».

Несмотря на отказ от контроля «эго» над сном, вы должны поддерживать в нем осознанность. Если этого не сделать, то наклонности и ожидания вашего «эго» могут снова начать ко¬мандовать вами. Более того, осознанность поможет вам, ис¬пользуя свое воображение и интуицию, вписаться в события во сне и не испугаться новых, незнакомых переживаний.

«Всевышний» в данном случае является очень подходящей формулировкой. О «Всевышнем» не надо делать никаких пред¬положений, кроме того, что он есть, являясь первичным по отношению ко всему остальному и более ценным, чем вес ос¬тальное. Следующие два примера дают некоторое прсдстав-

253

лсние о том, что может произойти, если сновидец обратится ко:

Всевышнему. Первое принадлежит Скотту Снэрроу.

Я сидел перед маленьким алтарем, украшенным статуэт-ками. Сначала я увидел быка. На секунду я отвел взгляд, но, взглянув снова, увидел на его месте только статуэтку драко¬на. Я начал понимать, что это сон. Я отвернулся и загадал, что, когда я снова взгляну на прежнее место, там будет вы¬сшая из возможных форм. Медленно я повернул голову обрат¬но и открыл глаза. Па алтаре находилась фигура человека в позе медитации. Сильнейшая волна энергии и эмоций нахлы¬нула на меня. Я подпрыгнул вверх и вылетел в состояние бла-женства.^

Спэрроу комментирует, что этот сон показал ему, чем для него является Всевышний. После этого он утвердил этот образ в качестве идеала, «эталона, позволяющего оценивать внут¬ренний опыт»24. Однако следует помнить, что превращая чье-то изображение в идола, то есть в предмет непоколебимой веры, мы можем помешать своему дальнейшему росту.

Ниже приводится еще одно свидетельство. Это пересказ одного из моих самых памятных и значимых осознанных