сно¬видений.
Несколько лет назад поздним утром я увидел, что еду на своей спортивной машине по дороге, восхищаясь этим захва¬тывающим сюжетом и полностью осознавая, что сплю. Прое¬хав небольшое расстояние, я увидел впереди очень привлека¬тельную особу, голосующую на обочине. Понятное дело, я почувствовал настоятельную потребность остановиться и посадить ее в машину. По тут я подумал: «Такой сон у меня уже был. Может, попробуем что-нибудь новенькое?» Таким образом, я проехал мимо, решив взамен поискать «Всевышне¬го». Как только я отдался в его власть, моя машина взлетела в воздух и стала быстро набирать высоту, пока не отделилась от меня, как первая ступень ракеты, а я продол¬жал лететь вверх, в облака. Мимо проплыли крест на вершине пирамиды, звезда Давида и другие религиозные символы. Поднимаясь все выше над облаками, я достиг Космо¬са, который, казалось, содержал в себе бесконечную тайну. Это была необъятная пустота, переполненная любовью, без-
254
граничный Космос, воспринимавшийся как родной дом. По мере того как я поднимался, поднималось и мое настроение, пока наконец я не запел с экстатическил1 вдохновением. Мой голос был поистине удивителен — он охватывал весь диапа¬зон от нижайшего баса до высочайшего сопрано. Казалось, он заставляет вибрировать весь Космос.^
Этот сон дал мне необычайно глубокое ощущение своего «я». Казалось, я открыл иную форму бытия, но сравнению с которой мое обычное самоосознание выглядело как капля по сравнению с морем. Конечно, я никоим образом не претендую на то, что познал истинную природу реальности (если такая существует).
Каким бы убедительным ни казался такого рода опыт в момент его переживания, определить истинную его ценность нелегко. Как неоднократно подчеркивал Джордж Гиллеспи, тот факт, что во сне переживалась какая-то трансцендентальная реальность — Бог, Пустота, Нирвана или еще что-то, — не дает нрава заключить, что па самом деле воспринималась трансцен¬дентальная реальность.26 Представьте, например, что вы во сне выиграли в лотерею. Тогда, если бы не существовало упомяну¬той выше проблемы, вы проснулись бы разбогатевшим. 11о этой причине в своих исследованиях стоит придерживаться здоро¬вого консерватизма: помните, что все это сны, в которых легко встретить и правду, и обман. Не увлекайтесь ими и не отвергайте их, пусть они будут для вас уроками, показывающими, что в жизни есть место тайне. Соблюдать осторожность при интерп-ретаци и такого рода опыта рекомендует и психолог Чарльз Тарт:
Аномальные