«Укрепление воли» (см. Приложение). Выполнение его облегчит работу со всеми техниками, приведенными в этой книге.
ПРОВЕРКА СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ НАВЕДЕНИЕ МОСТА МЕЖДУ ДВУМЯ МИРАМИ
Теперь давайте сделаем паузу и зададим себе вопрос: «Сплю я или бодрствую в данный момент?» Будьте серьезны. 11онытай-тссь как можно более непредвзято и аргументирование отве¬тить на этот вопрос.
55
Затем поставьте следующий вопрос: «Как часто в течение дня я спрашиваю себя, сплю я или бодрствую?» Если вы lie специализируетесь в области философии и пока что lie прак¬тикуете техники вхождения в осознанное сновидение, то, скорее всего, ответите, что ни разу. В таком случае, часто ли вы будете задавать себе этот вопрос во сне, как вы думаете? Конечно же нет, потому что во сне вы обычно думаете и делаете то же самое, что привыкли делать, когда бодрствуете.
Вывод из этого очевиден: для достижения осознанности во сне нужно использовать взаимосвязь между привычными дей¬ствиями во сне и наяву, и один из способов достижения осоз¬нанности заключается в задавании себе во сне вопроса: «Сплю я или бодрствую?» Однако чтобы научиться этому, следует при¬выкнуть задавать этот вопрос себе наяву.
КРИТИЧЕСКИЙ ДАР
Одним из аспектов умственной деятельности является «тес¬тирование реальности» для определения того, откуда мы полу¬чаем информацию: из внутреннего или из внешнего мира. Оли¬вер Фоке, назвавший эту систему оценки «критическим даром», считает, что во время обычного сна она «спит». По его мнению, этот дар — главное условие для достижения осознанности во сне.
Необходимо разбудить, пишет Фоке, критический дар, в основном бездействующий во сие, и тогда станут проявляться различные степени активности. Предположим, что во сне я оказался в кафе. За соседним столиком сидит леди очень приятной наружности, за исключением того, что у нее четыре глаза. Примеры степеней активности критического дара в данном случае следующие:
1. В обычном сновидении я вообще не обратил бы внимания на этот казус. Но пробуждающийся критический дар дает мне почувствовать, что с этой леди что-то не так. Внезапно я понимаю, что именно: «Конечно же, ведь у нее четыре глаза!»
2. Во сне я испытываю легкое удивление: «Как странно, у этой девушки четыре глаза! Это ей не идет». Но тут же я могу заметить: «Бедняжка, она сломала нос! Как это произошло?»
3. Критический дар пробуждается еще более, и четыре глаза теперь воспринимаются как аномалия. Однако должных
56
выводов еще не делается. Я восклицаю: «Ничего себе!», а затем разубеждаю