Стивен Лаберж

практика осознанных сновидений

было искать беглых преступников (по фото) и следить за переменами в обстановке (от легальной к криминальной и т.д.). Хотя в целом обе группы отметили одинаковое количество людей и событий, полицейские заподозрили больше краж, чем обычные граждане, поскольку ожидали увидеть криминал.3 Ожидание изменяет восприятие в соответствии с вашим пред¬ставлением о предмете восприятия.

ВОСПРИЯТИЕ И МОТИВАЦИЯ

Другим важным фактором, влияющим на восприятие, яв¬ляется мотивация. Мотивация — это причина, побуждающая нас к действию. Существует множество типов мотиваций — от наиболее примитивных (например, голод, жажда, половое вле¬чение) до более утонченных (любовь, признание, уважение) и, наконец, высших, таких, как альтруизм, а также то, что Абрахам Мэслоу назвал самореализацией — потребностью осуществить то уникальное, что заложено в каждом человеке природой. На процессы восприятия влияют мотивации всех уровней.

107

Влияние мотивации низших уровней осуществляется не¬посредственно. Например, в одном эксперименте детей попро¬сили оценить размеры монет. При этом одна и та же монета бедным детям казалась больше, чем богатым. В другом эк¬сперименте школьникам показывали одни и те же неправиль¬ные фигуры до и после еды. При этом до еды они ассоции¬ровались с видом нищи в среднем в два раза чаще, чем после.

Определенное влияние на поведение и воснрияггие оказы¬вают сильные эмоции. Известно, что рассерженный человек склонен везде видеть врагов. Робкий всегда преувеличивает опасность. Влюбленные, подогреваемые стремлением видеть предмет своего обожания, могут ошибочно принять за него постороннего человека.

В общем, мотивации направляют действия людей на удов¬летворение их потреб11остей. Мотив или эмоция изменяют ваше восприятие происходящего в сторону желаемого исхода.

СХЕМЫ — СТРОИТЕЛЬНЫЕ ЛЕСА УМА

Восприятие, включающее анализ и оценку сенсорной ин¬формации, предполагает наличие механизма обработки вос¬принимаемой нами информации. Например, мы видим расп¬лывчатую тень какого-то предмета. Что это — куст или медведь? Булыжник или груша? Для идентификации любого из этих пред¬метов необходимо иметь их умозрительные модели, с которыми можно было бы сравнивать информацию, поступающую от органов чувств. Самая подходящая, скорее всего, совпадет с тем, что мы видим.

То же происходит и на более абстрактных уровнях соз¬нания, включая язык, мышление и намять. Например, мы не сможем сделать вывод о тактичности или правдивости говоря¬щего, если у нас нет умозрительных