моделей этих качеств. Эти умозрительные модели, именуемые схемами, каркасами, сце¬нариями, и представляют собой блоки, на которых основывает¬ся восприятие или мышление.
Новые схемы создаются путем изменения или комбини¬рования старых, некоторые из которых заложены генетически. При этом учитываются основные закономерности окружаю¬щей действительности и прогноз ее изменения в будущем. Схс-
юк
ма — это модель, или абстрактное знание, относящееся к какой-то области действительности. Это «разновидность неформаль¬ной, несформулированной теории о природе событий, объектов или ситуации, с которыми мы сталкиваемся». «Весь имеющийся у нас набор схем для интерпретации нашего мира, — пишет стэпфордский психолог Дэвид Румельхарт, — в каком-то смыс¬ле представляет нашу личную теорию о природе реальности»4.
Схемы помогают упорядочить восприятие, группируя вме¬сте типичные наборы признаков или свойств объектов, людей или ситуаций. Это дает нам возможность выходить за пределы той неполной информации, что доступна нашим чувствам, и воспринимать мир целостно.
УПРАЖНЕНИЕ:
КАК СХЕМЫ ВОСПРИЯТИЯ ДОПОЛНЯЮТ СУЩЕСТВУЮЩУЮ ИНФОРМАЦИЮ
1. Прочитайте историю.
Чтобы понять, как схемы управляют восприятием, прочитайте следующую историю и представьте происходящее, прежде чем читать дальше:
Насреддин спрашивает в магазине: «Вы видели меня когда-ни¬будь раньше?» «Ни разу в жизни», — отвечает хозяин. «В таком случае, — говорит Насреддин, — откуда вы знаете, что это был не я?»
2. Перечислите все, что вы наверняка знаете о случившемся.
Проанализируйте ситуацию, составьте список того, что вы с абсолютной определенностью знаете о случившемся, то есть включайте в список только ту информацию, которая явно при¬сутствует в рассказе; как говаривал Джо Пятница Драгнета, «только факты, мэм». При необходимости обращайтесь к тексту. Потратьте на это столько времени, сколько вам необходимо (около пяти минут). Вот его начало, закапчивайте сами:
1) Насреддин зашел в магазин;
2) Насреддин задал вопрос;
3) хозяин ответил на вопрос;
4) ...итак далее.
3. Перечислите все, что вы можете с большой долей вероятности предположить о случившемся. Теперь составьте сиисок ваших предположений относительно случившегося. Старайтесь обосновать каждое свое предполо¬жение. При необходимости обращайтесь к тексту. Нa эту проце¬дуру вы должны потратить не менее десяти минут. В любое время вы можете остановиться, но не раньше, чем запишете по мень¬шей мере десять предположений. Вот начало:
1) Насреддин