Стивен Лаберж

практика осознанных сновидений

картины сна, но ее мнению, полезно бывает при¬слушаться к голосам, музыке или своему дыханию, принят!, участие в беседе, закрыть или открыть глаза (во сне), коснутьсч во сне своих рук и лица, дотронуться до разных предметов — очков, расчески или края зеркала, ощутить прикосновение, по¬лететь. '

Все яти действия имеют общие черты с техникой вращения, описанной на стр. 124. Они основаны на идее загрузки системы восприятия во сне, с тем чтобы она не смогла переключиться в состояние бодрствования. Пока ваши действия и чувства связа¬ны с миром сна, переход в бодрствующее состояние менее веро¬ятен.

Линда Магаллон, должно быть, имеет необычайно актив¬ную ЬДГ- систему, и потому ей нетрудно сохранять сои в НДГ-периоде. Однако многим людям, обладающим поверхностным сном, очень непросто в течение длительного времени оставаться в осознанном сне. Им требуются более мощные средства. В первой половине XX века Харальд фон Моэрс-Мессмер был одним из немногих, которые изучали на себе осознанные сно¬видения. Он первым предложил смотреть на землю для стаби¬лизации сновидения2.

Идея концентрации внимания на какой-либо детали сна с целью отсрочки пробуждения возникла независимо друг от друга у нескольких исследователей. Одним из них является Дж. Скотт Спэрроу, психолог-клиницист и автор образцового ис¬следования «Осознанные сновидения: первыелучи солнца»^. Спэр-роу обсуждает знаменитую технику Карлоса Кастансды, где для достижения и стабилизации осознанныхсновидсний надо смот¬реть на свои руки.4 Сплрроу доказывает, что тело в сновидении является одним из самых постоянных элементов и может по¬мочь сохранить самосознание в процессе трансформирующе¬гося сновидения. Однако, указывает он, тело нс единственная

122

относительно стабильная точка отсчета во сне: такой же явля¬ется земля под ногами сновидца. Эту мысль Снэрроу иллюс¬трирует примером своих собственных осознанных сновидений.

Ночь... Я иду по улице. Взглянув на небо, я поражен необы¬чайной яркостью звезд. В то время, как они начинают гас¬нуть, я понимаю, что сплю. Сон был моментально поколеб¬лен. В тот же миг я обращаю свой взгляд ни землю и стара¬юсь сосредоточиться на том, чтобы сохранить картину сновидения. Потом я ощуиаю необходимость концентрации внимания на полярной звезде у себя над головой — для того чтобы картина сна стабилизировалась. Именно зто я и делаю, пока звезды не начинают гореть с прежней силой?

ВРАЩЕНИЕ ВО СНЕ

Несколько лет назад мне удалось разработать высоко эф¬фективную технику,