попытке настроиться на его волну.
Как говорят буддисты, другой человек и поистине весь континуум сиюминутного восприятия кажется X и не-Х, одновременно X и не-Х, и ни X ни не-Х. Такая относительная определенность моего знания о человеке и целом мире отражает самое последнее из заключенных мной пари.
Человек начинает понимать, что есть по меньшей мере два типа сознания. (Похоже, их намного больше. ) В обычном состоянии сознания, или состоянии гипноза, мы принимаем наши модели за реальную вселенную. Мы выступаем модельными монотеистами, фундаменталистами и механическими роботами с пассивным и механическим восприятием. Мы бессознательно (нейрологически) редактируем и отбираем информационные биты экзистенциального восприятия, впуская их в реальную вселенную только после того, как обработаем их по ее законам. Оставаясь пассивными роботами, мы ощущаем себя рабами реальной вселенной, которая с жестокой безличностью творит с нами что угодно.
В другом состоянии сознания, экзистенциально-гуманистическом, мы выступаем агностиками, прекрасно осознавая, что наши модели сконструированы нашим умом. В этом состоянии сознания наше восприятие активно. Мы рассматриваем мир с позиций модельного релятивизма, новаторства и активного творчества. Мы знаем, что постоянно заключаем пари. Мы сознательно стремимся как можно меньше редактировать и как можно точнее настраиваться; мы специально выискиваем явления, которые не вписываются в нашу сегодняшнюю модель, чтобы они помогли нам сконструировать новую улучшенную модель в будущем. Реальная вселенная нас не подавляет, поскольку мы всегда помним, что это лингвистическая конструкция, которую можно быстро усовершенствовать.
В обычном (материалистическом) состоянии сознания нас, по словам Тимоти Лири, можно сравнить с человеком, который пассивно сидит перед телевизором, жалуется, что показывают чепуху, но вынужден терпеть, потому что ничего не может сделать. В экзистенциальном состоянии сознания мы берем на себя ответственность за переключение каналов и обнаруживаем, что у нас есть выбор смотреть то, что нам нравится. Настройка освещает лишь выделенный фрагмент бытия, но никак не все бытие.
Бессмысленно пытаться выяснить, какое из этих состояний сознания истинно, как бессмысленно пытаться понять, что такое свет: волна или частица. У выбора и творчества, о которых говорит экзистенциально-гуманистическая психология, есть точные аналоги в квантовой механике: многие физики считают, что мы сами создаем волну или частицу в зависимости от того, какую экспериментальную установку выбираем.
При более глубоком анализе выясняется, что корпускулярно-волновой дуализм прекрасно отражает экзистенциальность сознания. Обычное сознание нашего я (в самом буквальном смысле, без технического и философского толкования) весьма напоминает частицу: оно сплошное, изолированное, реальное, запечатанное в кожу и практически статичное. Когда человек способен отстраниться от происходящего и обретает способность к нейрологической самокритичности и пересмотру моделей, его я начинает напоминать волновой процесс. Оно превращается в последовательность состояний, переставая быть собственно состоянием (как заметил Юм), и эти состояния сменяют друг друга, как волны. Наблюдая за этим процессом, человек учится сознательно выбирать желаемые состояния, как в эксперименте с двумя щелями выбираются волны или частицы.
Чтобы научиться ощущать волновой аспект сознания и почувствовать его синергическую природу, не обязательно медитировать: достаточно послушать с закрытыми глазами музыку в стиле барокко. В момент кульминации сознание становится объектом собственного внимания, и мы растворяемся в музыке. Этот простой эксперимент показывает, что волновые состояния сознания экзистенциально столь же реальны, как и индивидуальные частицы, которые мы обычно считаем нашими я.
Но экзистенциальное состояние сознание подразумевает принятие на себя ответственности, а это прямая угроза всем догматикам, и не только материалистического толка. Крупные религиозные организации, политические партии и финансовые группы всегда программировали нас на восприятие реальных вселенных, которые считали прибыльными, и будут всячески препятствовать нашей самостоятельности, нашему самопрограммированию и попытке взять ответственность на себя. Материализм в философском смысле твердо опирается на материализм в экономическом смысле.
* * *
Итак, подведем краткие итоги.
Сознание - не данность и не факт. Судя по всему, состояние нашего сознания исторически обусловлено нейрологическими