их извне тем особым видом Жизненной силы, в котором они нуждаются.
Оранжево-красный луч
(5) Оранжево-красный луч струится к основанию позвоночника и оттуда к половым органам, с которыми тесно связана одна часть его функций. Этот луч, повидимому, имеет в своем составе не только оранжевый и темно-красный цвета, но и определенное количество темно-лилового цвета, как будто бы спектр свернулся в круг, и цвета начались снова на более низкой октаве.
У обычного человека этот луч подпитывает энергией желания плоти и, по-видимому, проникает в кровь, помогая поддерживать температуру тела. Но если человек постоянно отказывается подчиняться своей низшей природе, то оранжево-красный луч в результате длительных и решительных усилий может быть отражен вверх, к мозгу, где все его три составные части подвергаются замечательным изменениям. Оранжевый луч трансформируется в чисто желтый и решительно интенсифицирует возможности интеллекта. Темно-красный луч становится лиловым и значительно повышает способность бескорыстной любви. Тогда как темно-лиловый превращается в нежный бледно-фиолетовый и оживляет духовную часть человеческой природы. Человека, достигшего этих преобразований, более не волнуют чувственные желания, и когда ему будет необходимо пробудить верхние уровни змеиного огня, он уже будет свободен от наиболее серьезных опасностей этого процесса. Если эти изменения окончательны, оранжево-красный луч направляется прямо в центр у основания позвоночника и оттуда движется вверх вдоль полости позвоночного столба прямо к мозгу.
По всей вероятности, существуют определенные соответствия (табл. III) между цветами потоков Праны, которые вливаются в несколько чакр, и цветами gринципов человека, закрепленными за ними Е.П.Блаватской в ее схеме в 'Тайной Доктрине' (том III, стр. 454/413).
Таблица III. Прана и принципы человека.
Цвета праны Входная чакра Цвета, приведенные в 'Т. Д.' Представляемые принципы
Светло-голубой Горловая Голубой Атма (аурическое яйцо)
Желтый Сердечная Желтый Буддхи
Синий Межбровная Синий Высший манас
Зеленый Пупочная Зеленый Кама-манас (низший ум)
Розовый Селезеночная Красный Кама рупа
Фиолетовый Макушечная Фиолетовый Эфирный двойник
Оранжево-красный (с фиолет.) Корневая (затем макушечная) ... ...
Пять прана-вайю
В индуистских книгах очень часто упоминаются пять основных Вайю или Пран. 'Гхеранда Самхита' коротко описывает их расположение так:
'Прана движется всегда в сердце, Алана в области ануса, Самана
в области пупка, Удана в горле, и Вьяна пропитывает все тело'.*
Подобное описание дают многие другие книги, но все они о функциях пран говорят так же мало. Хотя можно встретить и несколько расширенную информацию, подобную этой:
'Дыхание, называемое вьяна, играет основную роль во всех нервах. Свежесъеденная пища сразу расщепляется им на две части. Войдя в область ануса, он разделяет плотную и жидкую ее составляющие; помещая воду над огнем и твердое тело над водой; сама прана, размещаясь под огнем, медленно воспламеняет его. Огонь, зажженный воздухом, разделяет существенное и отходы. Вьяна-воздух заставляет сущность распространяться по всему телу, а отходы через двенадцать ворот исторгаются из тела'.**
_________
* Gheranda samhita, Sacred books of the Hindus series, с. 61-62 (Священные книги из Индийской Серии). Перевод Шри Чандры Видьярнавы. Текст опубликован в сб. 'Путь Шивы'.
** 'Гаруда Пурана', XV, c. 40-43. 'Священные книги из Индийской Серии', Перевод Вуда.
Видно, что описываемые здесь пять видов воздуха хорошо согласуются с пятью потоками Жизненной силы (табл. IV), которую мы изучили.
Таблица IV. Пять Прана-вайю.
Прана-Вайю и зона влияния Луч жизненности В основном действует на чакру
Прана, сердце Желтый Сердечную
Апана, анус Оранжево-красный Корневую
Самана, пупок Зеленый Пупочную
Удана, горло Фиолетово-голубой Гортанную
Вьяна, все тело Розовый Селезеночную
В индийских книгах слово Прана часто означает 'дыхание'. Это можно объяснить тем фактом, что во время дыхания мы втягиваем глобулы Жизненной силы в тело, но другим способом. Главная цель дыхания — получение