Ч Ледбитер

Чакры

с обширной литературой на эту тему на санскрите. С той поры появилось несколько важных трудов на английском языке, среди которых 'Змеиная сила' Артура Авалона (с приложением книги 'Шатчакра-Нирупана' в его же переводе),* 'Тридцать малых Упанишад' в переводе К. Нараянасвами Айяра, и 'Шива-Самхита' в переводе Шри Чандра Видьярнавы. Эти работы широко рассматривают предмет чакр, но есть и много других, так или иначе их касающихся. Книга Артура Авалона содержит прекрасные серии цветных иллюстраций всех чакр в символической форме, как их всегда изображают индусские йоги. Постепенно эти знания становятся известными на Западе, и для пользы моих читателей я попытаюсь дать в этой книге краткий очерк на эту тему.

__________

* А.Авалон в своей книге описал и подробно объяснил учение о кундалини, а перевод 'Шатчакра Нирупаны' ('Описание шести чакр') шёл в качестве одного из приложений к книге, но в издание русского перевода 'Змеиной силы' не включен. Недавно он был опубликован в сборнике йогических текстов 'Путь Шивы', Киев, 1994, Общество ведической культуры. — Прим. перев.

Индийский перечень чакр

В санскритских книгах упоминаются все те же чакры, что и мы описали, за исключением того, что, как я уже говорил, вместо центра, расположенного в области селезенки, в Индии всегда выделяют свадхистхану.

Источники эти незначительно расходится между собой по числу лепестков, но в целом они согласуются с нашим описанием, хотя в Индии по некоторым причинам в число чакр не включают центр на макушке головы, ограничиваясь только шестью чакрами. Венечный центр там называют сахасрара падма — лотос с тысячей лепестков. Меньшая чакра с двенадцатью лепестками внутри него изучена ими и указывается правильно. Шестая чакра у них содержит два лепестка, а не девяносто шесть, но, несомненно, они имеют в виду разделение этого центра на две половинки, упомянутое в 1-ой главе.

Расхождения в количестве лепестков не особенно важны. Например, в 'Йога Кундалини Упанишаде' говорится о шестнадцати лепестках сердечной чакры вместо двенадцати, а в Дхьяна Бинду Упанишада' и 'Шандилья Упанишада' упоминают о двенадцати, а не десяти спицах в пупочной чакре. Целый ряд работ также описывает другую чакру ниже сердца и несколько центров между межбровной чакрой и макушечным лотосом, которые имеют очень большое значение. В 'Дхьяна Бинду Упанишаде' говорится, что лотос в области сердца имеет восемь лепестков, но, судя по описанию медитации на этой чакре (как мы увидим позже), возможно, это относится к вторичной Сердечной чакре, о которой я уже упоминал. Также существуют некоторые разногласия относительно цвета лепестков, как видно из сравнительной таблицы V.

Таблица V. Цвета лепестков лотоса.

Чакра Наши наблюдения Шатчакра Нирупана Шива Самхита Гаруда Пурана

1 Огненно оранжево-красный Красный Красный ...

2 Сияющий, солнцеподобный Ярко-красный Ярко-красный Солнцеподобный

3 Разнообразные красные и зеленые Голубой Золотой Красный

4 Золотой Ярко-красный Темно-красный Золотой

5 Голубой, серебристый, светящийся Дымчато-лиловый Сверкающе-золотой Луноподобный

6 Желтый и лиловый Белый Белый Красный

Неудивительно, что такие различия должны быть зарегистрированы, так как, несомненно, чакры разных людей и рас различаются так же, как и способности их наблюдателей. То, что мы описали в главе I, есть результат тщательных наблюдений множества людей, изучающих оккультизм на Западе, которые предприняли все возможное для сравнения своих наблюдений и подтверждения увиденного ими.

Изображения чакр, сделанные индийскими йогами для своих учеников, всегда символичны и никак не отражают реальный вид чакр, но при этом стараются указать их цвета и количество лепестков. В центре каждого такого изображения находятся: геометрическая фигура, буква санскритского алфавита, животное и два божества, мужское и женское. Для примера рассмотрим изображение cердечной чакры из книги 'Змеиная сила' Артура Авалона и попытаемся

объяснить, что же означают различные символы чакр.

Изображения чакр

Цель лайа или кундалини йоги та же, что и любой другой формы индийской йоги — соединить душу с Богом. А для этого необходимы усилия трех видов — усилия Любви, Мысли и Действия. Хотя в одной школе йоги особое внимание может уделяться только усилию Воли