Ч Ледбитер

Чакры

должен считаться божественным. В 'Теджобинду Упанишаде' говорится: 'Самый дальний предел всех мыслей есть Гуру'. Они утверждают, что даже когда думают о славных качествах божества, то это представление всё равно преуменьшает совершенства Учителя. Мы, знающие Учителей, ясно понимаем истиннность этого. Ученики находят в своих Учителях высоты сознания, прекрасные и славные, превышающие все ожидания. И это не значит, что

они считают Учителя равным Богу, но та часть Божественного, которой достиг Учитель, затмевает их предыдущие представления об этом.

Эффекты медитации на сердце

'Шива-Самхита' так описывает преимущества, которые, как говорят, обретает йог при медитации на сердечном центре:

'Он получает неизмеримые знания, знает прошлое, настоящее и будущее, обладает яснослышанием, ясновидением и может перемещаться по воздуху по своему желанию.

Он видит адептов и богинь, известных как йогини; обладает силой, известной как кхечари, и побеждает созданий, действующих в атмосфере.

Тот, кто ежедневно размышляет о скрытом Баналинге, без сомнения, приобретает психические силы, называемые кхечари (передвижение по воздуху) и бхучари (перемещением по своему желанию по всему миру)'.*

__________

* Shiva Samhita, V, 86-88.

Нет необходимости комментировать это поэтическое описание различных энергий; ученик и сам прочтет между строк. Хотя здесь кое-что следует понимать и в буквальном смысле слова, ибо в Индии много удивительного, — это и таинственная сила огнеходцев, и совершенно изумительная гипнотическая способность фокусников, демонстрирующих знаменитые трюки с канатом, и другие подобные чудеса.

Кундалини

Индийские йоги, для которых были написаны дошедшие до нас книги, особенно не интересовались физиологическими и анатомическими особенностями тела, а занимались практикой медитации и пробуждением кундалини для повышения своего сознания или достижения высших планов. Это, вероятно, и послужило причиной того, почему в санскритских работах мало или вообще не говорится о поверхностных чакрах, но много о центрах в позвоночнике и о процессе прохождения через них кундалини.

Кундалини описывается как дэви, или богиня, сверкающая как молния, которая спит в корневой чакре, свернувшись, словно змея, в три с половиной оборота вокруг сваямбху-линга и закрывая своей головой вход в сушумну. Ничего не сказано о том, что внешний слой этой силы активен у всех людей, но подчеркивается, что даже когда она спит, кундалини 'поддерживает дыхание всех живых существ'*. И о ней говорят как о Шабда Брахмане в человеческом теле. 'Шабда' означает 'слово', или 'звук', таким образом, здесь упоминается Третий Аспект Логоса. Говорится, что в процессе сотворения мира этот звук исходил в четыре этапа. Возможно, мы не сильно ошибемся, если соотнесем это с нашими западными концепциями трех состояний (тело, душа, дух) и четвертого, как соединения с Богом, или с Вездесущим Духом.

__________

* А.Авалон. 'Змеиная сила', Киев, 1994, стр.85.

Пробуждение кунддлини

Цель йогов — пробудить спящую часть кундалини, а затем заставить её постепенно подняться по каналу сушумна. Для этого предписаны различные методы, включая использование воли, особые способы дыхания, мантры, разнообразные позы и движения. В 'Шива-Самхите' описаны десять мудр, которые названы лучшими для этой цели; большинство из них включают в себя все перечисленное одновременно. Показывая эффект одного из таких методов, Артур Авалон описывает пробуждение внутренних слоев кундалини следующим образом:

'Тепло в теле становится очень сильным, и кундалини, чувствуя это, пробуждается от своего сна, подобно тому как змея, которую ударили палкой, шипит и выпрямляется. Затем она входит в Сушумну'.*

__________

* 'Змеиная сила', с. 142.

Говорится, что в некоторых случаях кундалини может пробуждаться не только усилием воли, но и при травме — от удара или при физическом воздействии. Недавно я слышал от одного из наших лекторов по теософии, что он столкнулся с таким примером во время своего путешествия по Канаде. Женщина, совсем ничего не знавшая об оккультизме, упала со ступенек подвала в своем доме. Некоторое время она пролежала без сознания, а очнувшись, стала ясновидящей и обрела способность читать чужие мысли и видеть все, происходящее в каждой комнате дома. Этот дар остался у нее