каких то колдунов. Когда представитель азанде говорит о какомлибо несча стье: 'Это колдовство', то он подразумевает, что оно вызвано колду ном, но он не знает, каким именно. Точно так же во время магических заклинаний он может сказать: 'Пусть колдовство умрет', подразуме вая при этом любые попытки заколдовать его. Понятие колдовства не есть понятие некоей безличной силы, которая сама по себе набрасыва ется на человека, скорее это личностная сила, обобщенная в речи, ибо если азанде не конкретизируют, они вынуждены обобщать... Колдун не убивает свою жертву сразу. Напротив, если человек вне запно заболевает, он может быть уверен, что стал жертвой волшебства, а не колдовства. Воздействие колдовства приводит к смерти постепен но, ибо смерть наступает только после того, как колдун съест всю душу жизненно важного органа. Для этого нужно время, поэтому в течение длительного периода он часто посещает больного и за каждое посещение поглощает лишь маленький кусочек души избранного органа. Если же он берет сразу большую порцию, то прячет ее в свою соломенную по стель или в дупло дерева и поедает ее маленькими кусочками. Медлен но развивающееся хроническое недомогание дает пример болезни, выз ванной колдовством. Может возникнуть вопрос, не считают ли азанде, что постепенное уменьшение души какоголибо органа одновременно ведет к его физическому разрушению? Иногда они, безусловно, при держиваются этого мнения. Колдуны также выстреливают некоторые объекты, называемые ахумангу (вещи колдовства), в тела тех, кому они хотят навредить. Это вызывает боль в том месте, в которое попал выст рел; призывают колдунаврача, чтобы он извлек поражающие объекты, которые могут быть материальными вещами, червями или личинками.
Как правило, колдуны соединяются для своих вредоносных дейст вий и последующих мерзких пиршеств. Они помогают друг другу в зло деяниях и согласуют свои гнусные схемы. У них есть особая мазь, которую они втирают в кожу, и она делает их невидимыми в ночных похождениях. Это служит подкреплением той мысли, что иногда кол дун в своем телесном облике способен нападать на своих врагов. У кол дунов имеются также маленькие барабаны, которыми они пользуются, когда им нужно собраться на совещание. Эти совещания проходят под председательством наиболее старых и опытных членов братства, т. к. и среди колдунов существует определенная иерархия. Нужно пройти оп ределенный курс обучения под руководством опытного колдуна, преж де чем вас признают способным убить своего соседа. Увеличение опыта сопровождается ростом колдовской субстанции. Следует сказать так же, что колдун не может убить человека просто по своей инициативе, он должен высказать предложение об этом на встрече коллег под предсе дательством старшего колдуна. Вопрос тщательно обсуждается всеми собравшимися.
Рано или поздно колдун становится жертвой мщения, а если он дос таточно умен, чтобы избежать возмездия, его убивает другой колдун или чародей. Можно спросить, насколько велико различие между кол дунами, аборо мангу, и другими людьми, сшокунду? Мне никогда не приходилось слышать какоголибо утверждения на эту тему, но в ответ на прямой вопрос мне раз или два отвечали, что после смерти колдуны превращаются в злых духов {агириза). Обычные духи, аторо, являются доброжелательными существами, по крайней мере столь же доброжела тельными, как отцы семейств у азанде, и когда они порой вмешиваются в жизнь, то в целом такое вмешательство оказывается благоприятным для людей. С другой стороны, агириза обнаруживают злобную нена висть по отношению к людям. Они завлекают путешественников в за росли буша, ссорят их и насылают болезни. В Судане я редко слышал об этих духах и встречал многих молодых людей, которые не верили в их существование. Однако по описаниям мра Лагае, вера в них суще ствует среди азанде, живущих в Конго, хотя он не говорит о том, что они являются умершими колдунами, и не подтверждает предположений капитана Филипса, который описал их нападения на путешественников в стране азанде, расположенной в англоегипетском Судане. Майор Ларкен говорил мне, что его наблюдения похожи на мои собственные и что в течение весьма длительного проживания в стране азанде он тоже редко слышал об этих духах. Существование колдовской субстанции в живых людях становится известным благодаря вердикту оракула, что подробно описано в части 3. После смерти она обнаруживается в процессе вскрытия брюшной поло сти, и это дает нам еще один метод установления физической основы колдовства. Я уже упоминал о том, что органом, в котором