логично, исследуют мир в рамках собственной культуры и убеждены в последовательности своих воззрений. Если колдовство представляет собой органическую субстан цию, его наличие можно установить с помощью посмертного вскрытия. Если оно наследуется, его можно обнаружить в теле любого члена рода колдунов так же неизбежно, как и в теле самого колдуна в виде смеси, приготовленной из различных деревьев. До тех пор, пока он не пройдет процедуры очищения, ему не дают ни есть, ни пить, т. к. он считается оскверненным подобно женщине, у которой умер муж. И наконец, если колдовская субстанция не была обнаружена, готовится пиршество, на котором человек, совершивший разрезание, и один из родственников умершего вынимают тыквенный сосуд с пивом, а родственники умершего и родственники человека, совершившего разрезание, обмениваются подарками. Они поочередно подходят к членам другого рода и кладут на землю перед ними свои дары...
Вскрытие производится на краю могилы в присутствии людей. Его производят родственники умершего, его друзья, кровные братья и по жилой человек, пользующийся всеобщим уважением в этих местах, ко торый обычно следит за соблюдением похоронного обряда, за работой могильщиков и другими приготовлениями к похоронам. Многие из та ких пожилых людей неоднократно присутствовали на подобных цере мониях в прошлом, и именно они выносят решение о наличии или от сутствии в теле колдовской субстанции. Они могут указать ее наличие в кишках, извлеченных из живота умершего.
На животе делают два горизонтальных разреза, зажимают один ; конец кишки расщепленной веткой и, вращая ее, наматывают кишку на ветку. После того, как другой конец кишки оторвется от тела, второй человек подхватывает его и начинает отходить от первого, постепенно разматывая кишки. Один из старейшин проходит вдоль растянутых в воздухе кишок и рассматривает их с целью обнаружения колдовской субстанции. После того, как проверка закончена, кишки обычно вновь помещают в живот и погребают тело. Мне говорили, что если в животе человека не обнаруживали колдовской субстанции, родственники умер шего могли хлестать кишками по лицу его обвинителей или могли вы сушить кишки на солнце, а затем принести их в суд и хвастаться своей победой. Я слышал также, что если находили колдовскую субстанцию, то обвинители умершего могли взять кишки и повесить их на одно из деревьев, растущих вдоль дороги, которая вела ко двору правителя.
Вскрытие и захоронение тела должно быть совершено кровными братьями покойного, это одна из обязанностей кровных родственни ков. Один из моих собеседников говорил мне, что если бы человек, ко торый не состоит в кровном родстве с родом покойного, осуществил всю погребальную церемонию, то благодаря этому он стал бы их кров ным родственником. Если в теле покойного обнаруживают колдовскую субстанцию, то человек, осуществлявший вскрытие, должен понести за эту операцию серьезное наказание. Даже независимо от того, будет ли обнаружена колдовская субстанция, он должен после данной операции подвергнуться ритуальному очищению. Родственники умершего носят его на плечах по кругу, издавая при этом ритуальные жалобные крики, а затем бросают его на землю в красные корнеплоды растения нонга (Amomum korarima), чтобы 'вытянуть из него холод'. Родственники умершего несут его к реке, омывают ему руки и поят настойкой.
Следующие тексты дадут читателю наглядное представление о вскрытии. Первые два рассказал Мекана. В первом тексте говорится о том, как старейшины обнаружили колдовскую субстанцию.
'Один человек рассказывает:
'Мой кровный брат, я много страдал от злых языков, т. к. люди всегда обвиняли меня в колдовстве. Когда умер мой сын, я захотел раз резать ему живот, чтобы увидеть свое колдовство, ибо это был мой соб ственный сын'.
Кровный брат отвечает ему:
'Ты говоришь правду, господин, и поскольку мы состоим с тобой в кровном родстве, мы разрежем живот твоему умершему сыну'. Они входят в хижину, поднимают тело и несут его к могиле. Затем кровный брат берет в руки нож и вскрывает живот, делая разрез между ребрами и пупком. Он режет тело вдоль внутренней кромки ребер, углу бляясь в живот. Затем идет и отрубает ветку дерева дама (Sarcocephalus esculentus), расщепляет се на конце, зажимает ею конец кишки и начи нает постепенно наматывать кишки на ветку. Некоторые из руководя щих процедурой лиц при этом говорят:
'Ай-ай-ай! Какой нехороший живот, сегодня мы обязательно уви дим колдовское вещество!'
После недолгого наматывания кишок производивший разрез вос клицает:
'Есть колдовское