все соседи пришли к его дому, он вошел в свою хи жину, взял пепел сожженной мыши и обратился к нему с речью: 'Если человек, который заколдовал мой урожай и портил его под видом мыши, находится здесь и пьет пиво, содержащее душу его колдовства, бывшую в мыши, то пусть ему будет плохо. Пусть он умрет'. Он высы пал пепел в пиво и приказал своим младшим братьям вынести его на двор. Они вынесли пиво, и все собравшиеся пили его.
Первую тыкву с пивом поднесли зятю хозяина, т. к. его сестра была хозяйкой дома и варила пиво. Он выпил эту первую порцию пива, и оно забурчало в его животе. Когда ему еще раз принесли пива и открыли для него тыкву, он отказался пить его. Затем люди начали хлопать в ладоши, петь и танцевать, но он сидел молча.
Они продолжали пить пиво до тех пор, пока оно не кончилось, после чего зять хозяина пошел к своему дому, который находился в получасе ходьбы отсюда. Когда он прошел около половины пути, его внезапно затошнило. Он пытался двигаться дальше, но ноги его не слушались. У него быстро стал раздуваться живот, глаза полезли на лоб, и он упал на землю.
С ним был человек, который спросил, что его мучает. Больной по просил его сбегать обратно и попросить Мазигу спасти его, т. к. именно в его доме смерть схватила его. Этот человек возвратился, сказав себе, что, т. к. его спутник призывает к себе своего зятя, он должен сходить за ним, чтобы тот пришел посмотреть на случившееся. Между тем забо левший человек в агонии катался по земле. Он лежал на земле, судорож но вцепившись в траву и чувствуя приближение смерти.
Когда его спутник, возвратившийся назад, чтобы сказать его зятю о случившемся, появился во дворе, хозяин спросил его, что произошло с его зятем. Затем он пошел к заболевшему и увидел, что тот уже умер. Увидев это, он спросил его спутника, что сказал заболевший, когда почувствовал приближение смерти. Спутник ответил: 'Он выкри кивал твое имя, призывая: 'О Мазига, приди и спаси меня!''
Так было. Они напрасно спрашивали оракула, не убил ли его какойнибудь колдун, и им пришлось заключить, что он нашел свою смерть в поле. Поэтому азанде говорят, что если человек принял вид летучей мыши и заколдовал ваши посевы, то вы должны сжечь мышь, чтобы затем с помощью пепла, подмешанного в пиво, проверить своих соседей...'
Здесь мы рассмотрим некоторые примечательные особенности кол довства в мышлении азанде. Из описаний колдовства азанде следует, что оно не является объективной реальностью. Физиологическое усло вие, которое считается местонахождением колдовства и которое, по моему мнению, есть не что иное, как пища, застрявшая в малой кишке, является объективным, однако приписываемые ему качества и осталь ные убеждения азанде относительно него носят мистический характер. Колдуны, о которых думают азанде, не могут существовать.
Тем не менее концепция колдовства снабжает их естественной фи лософией, с помощью которой объясняются отношения между людьми и несчастливыми событиями и находятся типичные средства борьбы с такими событиями. Вера в колдовство включает в себя также систему ценностей, регулирующих человеческое поведение.
Колдовство вездесуще. Оно играет свою роль в каждом акте жизне деятельности азанде: в сельском хозяйстве, рыболовстве, охоте; как в домашней, так и в общественной жизни района и королевского двора; это важная тема духовной жизни, в которой она образует основу об ширной панорамы, включающей оракулов и магов; отпечаток ее влия ния несут на себе законы и мораль, профессиональные обычаи и рели гия; ее можно заметить в технологии и языке; в культуре азанде нет та кой сферы, в которую бы она ни проникла. Если болезнь поражает зем ляной орех, это колдовство; если охотник тщетно гоняется за дичью, это колдовство; если женщины трудолюбиво вычерпывают воду из пруда, а в награду получают лишь несколько маленьких рыбок, это колдовство; если термиты не выходят на поверхность, когда им нужно роиться и холодная ночь проходит в бесполезном ожидании их полета, это колдовство; если жена сердится и не обращает внимания на мужа, это колдовство; если принц холоден и держится в стороне от своей воз любленной, это колдовство; если магический ритуал не достигает своей цели, это колдовство; если на чьюто долю выпадают несчастья и не удачи относительно какоголибо из его многочисленных занятий, это может быть обусловлено колдовством. Тот, кто знаком с жизнью афри канцев либо из первых рук, либо благодаря чтению, поймет, что в чере де дел и часов досуга нет конца возможным несчастьям, обусловлен ным не только ошибками, незнанием