представлениях способствовали развитию среди монахинь истеричности, которая и составляла сущность одержимости.
Монахини одна за другой заражались и в короткое время все население монастыря оказывалось зараженным и подпавшим под власть дьявола. Огромные толпы женщин стали впадать в странные конвульсии, начинали кричать, мяукать, лаять, принимать странные позы, ползать и кататься по полу, заявляя при этом, что они одержимы бесом, и называли имена этих бесов.
Священники беспрерывно читали заклинания, переходя из одной церкви в другую. Некоторые из них сами становились жертвами одержимости и во время произнесения заклинаний падали на пол в странных конвульсиях, высовывая язык и проделывая все движения одержимых, из которых они изгоняли бесов.
В сочинении одного монаха, вышедшем в 1600 году и посвященном одержимости, приводятся следующие признаки одержимости злым духом:
'У одержимых злым духом язык опухший, покрыт темной корой, выдается изо рта, горло также опухшее; одержимый как бы задыхается, плачет, не понимая о чем; с гневом отвечает на вопросы и зачастую вовсе не хочет говорить.
Стискивает зубы и отказывается от пищи; обнаруживает ненависть по отношению к некоторым лицам; произносит бессмысленные слова, удручен чем-то и как бы лишен всяких чувств.
Ударяет себя кулаком, рвет на себе одежду и волосы, дико вращает глазами, испытывает необычайный страх, от которого внезапно успокаивается.
Подражает голосу различных зверей: рыканию льва, блеянию овец, мычанию быка, лаянию собак, хрюканью свиньи; скрежещет зубами, изо рта идет пена и вообще ведет себя, как бешеная собака.
Иногда ее насквозь пронизывает страшный зной или холод; она чувствует, что по ее телу бегают мурашки, муравьи, скачут лягушки, ползут змеи, рыбы, мухи и пр. Слышит и видит сверхъестественные вещи.
Когда священник кладет ей руку на голову, она чувствует то холод, то жар, и кричит, если ей ставят святые дары на голову. Затем она рычит, трясет головою, пытается опрокинуть дары, раздражается. При этом чувствует ужас при виде престола и Св. Таинств, ненавидит все церковные предметы. Не желает смотреть на иконы и особенно на распятие, у подножия которого она извивается, точно в припадке'.
Первая большая эпидемия появилась в 1610 году в Провансе, в Эксе, в монастыре урсулинок. У двух монахинь появились какие-то удивительные припадки, которые внушили всем уверенность, что эти монахини одержимы дьяволом. Над ними были сделаны заклинания с целью изгнания дьявола, но безуспешно.
Одна из монахинь, Луиза Кано, призналась, что в ней сидят три Дьявола: Веррин - добрый дьявол, легкий, один из демонов воздуха; Левиафан - злой дьявол, любящий рассуждать и протестовать, и, наконец, третий-дух нечистых помыслов; кроме того, она заявила, что чародей, наславший на нее этих дьяволов, - приходской священник ЛуиГофриди,
Другая монахиня Магдалина де ля Палю, обезумевшая от страха,созналась также в том, что Гофриди испортил ее своими чарами и наслал на нее целый легион демонов, именно 6666 дьяволов.
Инквизитор Михаэлис, которому обе монахини были переданы для заклинаний, донес на чародея Гофриди прованскому парламенту.
Несмотря на защиту, которую Гофриди имел в лице марсельского епископа и всего духовенства, он был арестован и предан суду. Обвинение было основано на показаниях этих двух монахинь и Михаэлиса, наблюдавшего во время Заклинания, как дьявол обращался со своими жертвами.
'Во время заклинания, - показывал Михаэлис, - Вельзевул продолжал терзать Магдалину, то с силой бросал ее на живот, то опрокидывал на спину; до трех или четырех раз он принимался душить ее за горло. За обедом демоны продолжали истязать ее постоянно, пригибая ей голову к земле, а за ужином ее пытали в течение целого часа, выворачивая ей руки и ноги с такой силой, что у нее кости трещали и все внуг-, ревности переворачивались; окончив истязания, они погрузили ее в такой глубокий сон, что она казалась мертвой'. o o 1' Луиза показала, что Гофриди, несмотря на то, что делает вид, будто не ест мясной пищи, на самом деле наедается до отвала мясом маленьких детей, которых он душил или откапывая из могил.
Магдалина, на которую бред Луизы сильно действовал, после рассказа Луизы об употреблении Гофриди детского мяса разразилась против него проклятиями и обвинила его в разных преступлениях, сказав,что он ее обольстил.
Несчастный священник клянется именем Бога и святых, что все згиобвинения ложны, но ему не верят, т. к. связь между его чародейством идьяволами, которыми одержимы монахини, вполне установлена показаниями