и правосудия.
По прибытии на место казни его положили на костер и еще раз прочли ему приговор. Площадь была заполнена народом, т. к. люди собрались из всех близлежащих местностей, чтобы присутствовать при казни колдуна.
Несчастный Грандье пробовал обратиться к народу с речью. Тогда окружавшие костер монахи стали бить его руками, палками и распятиями, требуя, чтобы тот замолчал.
Наконец один из монахов схватил факел и зажег костер. Медленный огонь охватил тело Грандье.
Сохранился крайне редкий рисунок, изображающий казнь Грандье и предназначавшийся для народа со следующей наивной надписью: 'Урбан Грандье, священник, был родом из Мэна и волшебником по профессии. Девять лет тому назад он сделался волшебником и тогда же был помечен Асмодеем, демоном прелюбодеяния, клеймом в форме кошачьей лапы в четырех местах на теле. Дьявол дал Грандье следующие обещания: первое-что он его сделает самым красноречивым оратором, и так оно и было, т. к. Грандье говорил с особым дарованием; второе-что он предоставит ему в пользование самых красивых и важных девиц Лудена; третье - что он даст ему красную шапку, но дьявол подразумевал под красной шапкой не кардинальскую, а огненную, от которой Гранд не ушел и которую он вполне заслужил'.
Страшные припадки монахинь, вызванные луденскими дьяволами, не прекращались и после сожжения колдуна Грандье. Страшная болезнь стала распространяться далеко за пределы монастыря, где демонические припадки стали появляться у многих дам и девиц. Во всех церквах служились мессы и производились заклинания.
Луденская драма не оставила равнодушными многих деятелей того времени. Среди населения распространились припадки сумасшествия. В особенности она сильно повлияла на лиц, участвовавших в ней. Отец Сюрен и другие заклинатели луденских бесов лишились рассудка, вообразили, что в них поселились дьяволы, и кончили жизнь, как одержимые, в конвульсиях и судорогах...
Ни одна жертва инквизиции не удостоилась такого внимания со стороны историков и богословов, как Орлеанская дева, погибшая на костре в Руане по решению инквизиционного трибунала 30 мая 1431 года.
Когда ей исполнилось 17 лет, будучи неграмотной пастушкой, она решила, что Богом на нее возложена высокая миссия освобождения ее родины от англичан. Также ей хотелось помочь претенденту на престол Карлу стать королем Франции.
Когда в лагере Карла, где царило уныние и растерянность, появилась девушка, которая утверждала, что 'голоса' святых, которые она якобы слышала, призвали ее возглавить французские войска и изгнать англичан из страны, Карл и его советники, не найдя другого решения, решили довериться молодой воительнице. Прежде она была подвергнута исчерпывающему допросу для выяснения, не колдунья ли она. В течение месяца в г. Пуатье ее допрашивали с пристрастием на этот предмет богословы, юристы и советники Карла. Они пришли к единодушному мнению, что Жанна - правоверная христианка, достойная доверия, и что, следовательно, надо дать ей возможность сражаться за дело французского короля.
Она возглавила 10-тысячное войско, которое под Орлеаном нанесло поражение англичанам, осаждавшим этот город. После французы освободили Реймс, где претендент на престол после торжественной коронации стал Карлом VII.
Народ и окружение Карла воспринимали эти неожиданные победы как чудесные явления. Англичане же приписывали победы французского оружия колдовским чарам Жанны д'Арк, утверждали, что она связана с Сатаной и действует при его поддержке и по его наущению.
Не прошло и года после победы под Орлеаном, как 23 мая 1430 года в одной из стычек под Парижем, который французские войска безуспешно пытались освободить от англичан, бургундцы взяли в плен Жанну д'Арк. При желании, согласно существовавшим тогда обычаям. Карл VII мог выкупить у неприятеля свою избавительницу. Но Карл ничего не сделал.
Кроме того, церковники не меньше англичан жаждали расправиться с 'колдуньей'.
Руководить процессом было поручено члену английского королевского совета епископу г. Бою, носившему фамилию Кошон - однозвучную с французским словом 'свинья'.
Так Жанна д'Арк была обвинена в колдовстве, идолопоклонстве, связях с демоном и других преступлениях против веры.
Инквизиторы обвиняли Орлеанскую деву во всех смертных грехах. Она слышала 'голоса'-значит, это были голоса дьяволов. Она пыталась бежать из темницы - значит, признавала свою вину. Она носила мужское платье, не по повелению ли дьявола она это делала? Она утверждала, что является девственницей. Ее подвергли унизительной процедуре освидетельствования, которую