что над местом, где они спрятаны, лаза идеомоторно дрогнет вниз.
В средние века по всему миру распространились древние идеомоторные психотехники гадания и прорицания через идеомоторное (автоматическое) письмо и идеомоторную (автоматическую) речь. Затем появились и христианские идеомоторные психотехники вхождения в транс всплытием рук в Афонском монастыре. Затем идеомоторные психотехники появились в системах мистиков (Блаватская, Гурджиев, Успенский и др.), ученых (Бехтерев, Платонов, Кандыба и др.), а также у спиритов (непроизвольное постукивание, давление, дергание и т.д.), экстрасенсов (маятники, рамки и т.д.) и врачей-психиатров (Алиев, Эриксон и др.).
Любители спиритизма верили в то, что существует жизнь после смерти и на спиритическом сеансе можно слышать голоса умерших людей, видеть их дух и т.д. Чтобы наладить с духами умерших связи, прибегали к помощи особых инструментов, например, к дощечке уиджа с нанесенным алфавитом и словами да или нет (как в биолокации). Медиум задавал вопрос, затем клал руку на указку или перевернутый вверх дном стеклянный стакан, и тот за счет идеомоторных (автоматических, бессознательных) движений медиума самостоятельно двигался от буквы к букве, складывая слова ответа (медиумы считали, что их рукой водит дух умершего).
В варианта идеомоторного (автоматического, бессознательного) письма медиум держал над листом бумаги в расслабленных пальцах ручку или карандаш и затем, войдя в транс, начинал что-нибудь писать или рисовать, считая, что это с его рукой проделывает дух умершего. Известны случаи, когда медиум записывал несколько текстов одновременно, двумя руками и на разных языках! Иногда (например, во Франции) для идеомоторного письма использовалась планшетка - дощечка на роликах с отверстием для карандаша.
Некоторые медиумы, владевшие психотехникой идеомоторной речи, утверждали, что в них вселился дух Бога или какого-нибудь человека и говорит через них, часто слегка или сильно изменившимся голосом и манерой произносить. А иногда идеомоторная речь медиума или предсказателя (Ванга и др.) трудно разборчива и похожа на болезненный бред, который нуждается в специальной расшифровке.
Интересны феномены идеомотороного искусства: идеомоторной живописи, когда медиум считал, что его рукой какой-то определенный художник, и идеомоторной музыки или композиции, когда медиум считал, что в него вселился дух какого-нибудь знаменитого музыканта или композитора и играет или сочиняет и пишет музыку. То же самое и с идеомоторным ваянием скульптур и др.
В настоящее время идеомоторную психотехнику применяют в психотерапии, психоанализе, саморегуляции и в СК-науке: СК-творчестве, СК-спорте, СК-аутотренинге, СК-медицине, СК-педагогике и др.
В литературе описываются случаи, когда люди, обладающие высокой чувствительностью, безошибочно обнаруживали подземные воды, рудные жилы с помощью водоискательного (рудоискательного) прутика. Еще в конце ХУ11 в. Лебрен считал, что причина движения водоискательного прутика есть воля человека, а направление определяется его желаниями. Позднее М.Шеврель (В 1853 г.) также указывал, что ожидание известного колебания со стороны прутика есть главная причина этого колебания. Затем Кирхер определил, что прутик не наклоняется ни к воде, ни к металлу, если не находится в руках человека. По мнению М.Шевреля, А.Леманна, Н.А.Кашкарова, опытные искатели могут распознавать местоположение источника или рудной жилы по особенностям почвы и растительности, а возникшая мысль проявляется в движении прутика.
В прошлом веке в Америке стала быстро распространяться своеобразная психическая эпидемия - столоверчение. Сущность его состояла в следующем: участники сеанса садились вокруг стола, положив на него руки, и сосредоточенно ожидали сообщений с того света. Мыслительные импульсы, незаметные
глазу, передавали столу различные движения, потрескивания, что воспринималось как ответы духов. Столоверчение стало модой, увлекшей сотни, тысячи и сотни тысяч людей. Однако трезвомыслящие ученые именно в это время начали исследовать природу всех загадочных явлений, в которых обнаруживалась связь мысли и движения. Тогда и был введен термин идеомоторный акт (В.Карпентер), который употреблялся в эмпирической психологии для обозначения двигательных реакций, автоматически возникающих вслед за представлением о движении.
Первые исследования и теоретическое обоснование идеомоторных реакций сделали видные ученые: М.Фарадей, М.Шеврель, Дж.Брэд, Д.Менделеев, В.Карпентер и др.
В простом опыте с удержанием в руке шнура, к концу которого