общего ни с одним из
миров, из которых были взяты вышеупомянутые 'оболочки'. 'Я' становится все
более и более властелином тела и души.
И это тоже находит выражение в ауре. Чем больше 'Я' становится
властелином тела и души, тем расчлененнее, разнообразнее, богаче красками
аура. Это влияние 'Я' на ауру может воспринимать 'видящий'. Само 'Я'
невидимо также и ему, оно поистине заключено в 'сокровенном святая святых
человека'. Но 'Я' вбирает в себя лучи света, который вспыхивает в человеке,
как вечный свет. Как человек соединяет в 'Я' переживания тела и души, так же
дает он влиться в 'Я' и мыслям истины и добра. Чувственные явления
раскрываются для 'Я' с одной стороны, дух - с другой стороны. Тело и душа
отдаются 'Я', чтобы служить ему, а 'Я', в свою очередь, отдается духу для
того, чтобы он наполнил его. 'Я' живет в теле и душе, дух же живет в 'Я'. И
то, что есть в 'Я' от духа, то вечно. Потому что Я получает суть и значение
от того, с чем оно связано. Поскольку оно живет в физическом теле, оно
подчинено минеральным законам, благодаря эфирному телу - законам
воспроизведения и роста, благодаря душе ощущающей и душе рассудочной -
законам мира душевного, поскольку оно воспринимает в себя духовное, оно
подчинено законам духа. То, что образуется путем минеральных законов и
законов жизни, то возникает и погибает, дух же не имеет ничего общего с
возникновением и уничтожением.
'Я' живет в душе. Хотя высшее проявление 'Я' и принадлежит душе
сознательной, все же должно сказать, что это 'Я', излучаясь оттуда,
заполняет всю душу и через душу воздействует на тело. И в 'Я' дух полон
жизни. Дух излучается в 'Я' и живет в нем, как в своей 'оболочке', подобно
тому, как 'Я' живет в теле и душе, как в своих 'оболочках'. Дух образует 'Я'
изнутри наружу, минеральное царство - извне вовнутрь. Этот образующий 'Я' и
живущий, как 'Я', дух пусть будет назван 'Само духом', (Geistselbst), так
как он является как 'Я' или 'Сам' в человеке.
Различие между 'Само духом' и 'душой сознательной' можно уяснить себе
следующим способом. Душа сознательная соприкасается с независимой от всякой
симпатии и антипатии, довлеющей самой себе истиной, Само-дух является
носителем той же самой истины, но только воспринятой и замкнутой через
посредство 'Я', через него индивидуализированной и воспринятой в
самостоятельное существо человека. Благодаря тому, что вечная истина
становится таким образом самостоятельной и связанной с 'Я' в единое
существо, само 'Я' приобретает вечность.
Само-дух - есть откровение духовного мира внутри 'Я', подобно тому,
как, с другой стороны, чувственное ощущение есть откровение физического мира
внутри 'Я'. В том, что является красным, зеленым, светлым, темным, мягким,
твердым, холодным и теплым, мы узнаем откровения телесного мира, в том, что
истинно и добро - откровения духовного мира. В том же смысле, как откровение
телесного называется ощущением, пусть откровение духовного называется
интуицией. В самой простой мысли уже есть интуиция, т.к. ее нельзя осязать
руками, увидать глазами, надо принять ее откровение из духа, через 'Я'.
Когда человек неразвитый и человек развитый смотрят на растение, то в 'Я'
одного из них живет нечто совсем иное, чем в 'Я' другого. А между тем
ощущения обоих вызваны одним и тем же предметом. Разница в том, что у одного
могут быть гораздо более совершенные мысли об этом предмете, чем у другого.
Если бы вещи раскрывались только через одни ощущения, то не могло бы быть
прогресса в духовном развитии. Природу чувствует и дикарь, законы природы
открываются лишь оплодотворенной интуицией мысли более высоко развитого
человека. Раздражения, исходящие от внешнего мира, ощущает и ребенок, как
порывы воли, но законы нравственно доброго раскрываются ему лишь по мере
развития, когда он научается жить в духе и понимать его откровения.