Рудольф Штайнер

Теософия

общего ни с одним из

миров, из которых были взяты вышеупомянутые 'оболочки'. 'Я' становится все

более и более властелином тела и души.



И это тоже находит выражение в ауре. Чем больше 'Я' становится

властелином тела и души, тем расчлененнее, разнообразнее, богаче красками

аура. Это влияние 'Я' на ауру может воспринимать 'видящий'. Само 'Я'

невидимо также и ему, оно поистине заключено в 'сокровенном святая святых

человека'. Но 'Я' вбирает в себя лучи света, который вспыхивает в человеке,

как вечный свет. Как человек соединяет в 'Я' переживания тела и души, так же

дает он влиться в 'Я' и мыслям истины и добра. Чувственные явления

раскрываются для 'Я' с одной стороны, дух - с другой стороны. Тело и душа

отдаются 'Я', чтобы служить ему, а 'Я', в свою очередь, отдается духу для

того, чтобы он наполнил его. 'Я' живет в теле и душе, дух же живет в 'Я'. И

то, что есть в 'Я' от духа, то вечно. Потому что Я получает суть и значение

от того, с чем оно связано. Поскольку оно живет в физическом теле, оно

подчинено минеральным законам, благодаря эфирному телу - законам

воспроизведения и роста, благодаря душе ощущающей и душе рассудочной -

законам мира душевного, поскольку оно воспринимает в себя духовное, оно

подчинено законам духа. То, что образуется путем минеральных законов и

законов жизни, то возникает и погибает, дух же не имеет ничего общего с

возникновением и уничтожением.


'Я' живет в душе. Хотя высшее проявление 'Я' и принадлежит душе

сознательной, все же должно сказать, что это 'Я', излучаясь оттуда,

заполняет всю душу и через душу воздействует на тело. И в 'Я' дух полон

жизни. Дух излучается в 'Я' и живет в нем, как в своей 'оболочке', подобно

тому, как 'Я' живет в теле и душе, как в своих 'оболочках'. Дух образует 'Я'

изнутри наружу, минеральное царство - извне вовнутрь. Этот образующий 'Я' и

живущий, как 'Я', дух пусть будет назван 'Само духом', (Geistselbst), так

как он является как 'Я' или 'Сам' в человеке.


Различие между 'Само духом' и 'душой сознательной' можно уяснить себе

следующим способом. Душа сознательная соприкасается с независимой от всякой

симпатии и антипатии, довлеющей самой себе истиной, Само-дух является

носителем той же самой истины, но только воспринятой и замкнутой через

посредство 'Я', через него индивидуализированной и воспринятой в

самостоятельное существо человека. Благодаря тому, что вечная истина

становится таким образом самостоятельной и связанной с 'Я' в единое

существо, само 'Я' приобретает вечность.


Само-дух - есть откровение духовного мира внутри 'Я', подобно тому,

как, с другой стороны, чувственное ощущение есть откровение физического мира

внутри 'Я'. В том, что является красным, зеленым, светлым, темным, мягким,

твердым, холодным и теплым, мы узнаем откровения телесного мира, в том, что

истинно и добро - откровения духовного мира. В том же смысле, как откровение

телесного называется ощущением, пусть откровение духовного называется

интуицией. В самой простой мысли уже есть интуиция, т.к. ее нельзя осязать

руками, увидать глазами, надо принять ее откровение из духа, через 'Я'.

Когда человек неразвитый и человек развитый смотрят на растение, то в 'Я'

одного из них живет нечто совсем иное, чем в 'Я' другого. А между тем

ощущения обоих вызваны одним и тем же предметом. Разница в том, что у одного

могут быть гораздо более совершенные мысли об этом предмете, чем у другого.

Если бы вещи раскрывались только через одни ощущения, то не могло бы быть

прогресса в духовном развитии. Природу чувствует и дикарь, законы природы

открываются лишь оплодотворенной интуицией мысли более высоко развитого

человека. Раздражения, исходящие от внешнего мира, ощущает и ребенок, как

порывы воли, но законы нравственно доброго раскрываются ему лишь по мере

развития, когда он научается жить в духе и понимать его откровения.


Как без глаза не может быть красочных ощущений, так без