Если я могу наблюдать жизненное тело, то я восприму, что физический процесс
в мозгу есть одновременно и жизненный процесс. Но ощущения голубого цвета,
которое есть у получающего световые лучи, я этим путем нигде не смогу найти.
Оно возникает лишь в душе самого получающего. Таким образом, если бы
существо получающего свет исчерпывалось физическим телом и телом эфирным, то
не могло бы существовать ощущения. Та деятельность, посредством которой
осуществляется ощущение, весьма существенно отличается от действия жизненной
силы. Этой деятельностью, из действия жизненной силы, вызывается внутреннее
переживание. Без этой деятельности был бы простой жизненный процесс, как он
и наблюдается у растений. Представим себе человека, как со всех сторон он
получает впечатления. Нужно мыслить его в то же время, как источник
означенной деятельности, направленной всюду, откуда он получает эти
впечатления. Во все стороны на эти впечатления отвечают ощущения. Пусть этот
источник деятельности будет назван душой ощущающей (Emnpfindungsseele). Эта
душа ощущающая так же реальна, как физическое тело. Когда передо мной стоит
человек, и я оставляю в стороне его душу ощущающую, представляя его себе
только как физическое тело, то это как раз то же самое, как если бы в
картине я представлял себе только одно полотно.
Также и относительно восприятия души ощущающей должно быть сказано
нечто подобное тому же, что и относительно эфирного тела. Телесные органы
'слепы' к ней. Слеп к ней также и орган, которым может восприниматься
внутренний мир самих ощущений. Человек тогда ощущает не только впечатления
физического и жизненного мира, он созерцает ощущения. Перед человеком с
таким органом мир ощущений другого существа лежит как внешняя
действительность. Нужно делать различие между переживанием своего
собственного мира ощущений и созерцанием мира ощущений другого существа. В
свой собственный мир ощущений может заглянуть, конечно, каждый человек, мир
ощущений другого существа может созерцать только видящий, с раскрытым
'духовным оком'. Не будучи видящим, человек познает мир ощущений лишь как
'внутренний', как собственные сокровенные переживания своей души, при
раскрытом 'духовном оке' перед внешним духовным взором вспыхивает то, что
иначе живет лишь 'во внутреннем' другого существа.
Чтобы устранить недоразумения, надо точно установить здесь, что видящий
не переживает в себе того же самого, что переживает в себе другое существо
как мир ощущений. Это существо переживает ощущения с точки зрения своего
собственного внутреннего, видящий же воспринимает откровение, проявление
мира ощущений.
Душа, ощущающая в отношении своего действия, зависит от эфирного тела.
Ибо ведь из него она черпает то, чему она должна дать вспыхнуть, как
ощущению. И так как эфирное тело есть жизнь внутри физического тела, то и
душа ощущающая зависит косвенно от него. Только при условии правильно
функционирующего хорошо развитого глаза возможны соответствующие ощущения
красок. Через это телесность влияет на душу ощущающую. Таким образом, в
своей деятельности она определена и ограничена телом. Тем самым она живет в
границах, поставленных ей телесностью.
Итак, тело строится из минеральных веществ, оживляется эфирным телом, и
само оно ограничивает душу ощущающую. Следовательно, тот, у кого есть выше
упомянутый орган для 'созерцания' души ощущающей, тот познает ее
ограниченной телом. Но граница души ощущающей не совпадает с границею
физического тела. Эта душа несколько выступает над физическим телом. Из
этого видно, что она оказывается более мощной, чем оно. Но сила, которая
поставила ей границы, исходит от физического тела. Этим между физическим
телом и эфирным, с одной стороны, и душой ощущающей, с другой стороны,
включается еще один особый член человеческого существа. Это есть тело
душевное или тело ощущений. Можно также сказать, одна часть эфирного тела