мысли. Все, что не вытекает из этих законов, он
должен запретить ходу своих представлений. Встретилась ему по пути
излюбленная мысль, он должен отстранить ее, если она нарушает правильное
течение. Если какое-нибудь личное чувство желает насильственно придать его
мыслям направление, не вытекающее из них самих, он должен подавить его.
Платон требовал от тех, которые хотели поступить в его школу, чтобы
сначала они прошли курс математического обучения. И действительно,
математика с ее строгими законами, которые не следуют обыденному течению
чувственных явлений, - очень хорошая подготовка для ищущего путь. Он должен,
если хочет подвинуться в ней вперед, отрешиться от всякого личного
произвола, от всякого нарушения. В ней он научается следовать требованиям
чистой мысли. И также должен он научиться поступать во всяком мышлении.
Бессмысленная жизнь сама должна стать отпечатком ненарушимых, математических
суждений и заключений. Куда бы он ни шел и где бы ни стоял, он должен
стремиться мыслить именно таким образом. Тогда в него вливаются
закономерности духовного мира, которые бесследно проходят мимо и через него,
когда его мышление носит обыденный беспорядочный характер. Исходя из верных
точек отправления, упорядоченное мышление приводит его к самым сокровенным
истинам. Подобные указания, однако, не надо понимать односторонне. Хотя
математика и способствует хорошему дисциплинированию мышления, но можно
прийти к чистому, здоровому и полному жизни мышлению и не занимаясь
математикой.
И того же, чего ищущий путь добивается для своего мышления, должен он
добиваться и для своих поступков. Они должны следовать законам благородной
красоты и вечной истины, помимо мешающего влияния его личности. Эти законы
должны всегда давать ему направление. Если он начинает делать что-либо, что
он признал за правильное, и если в этом делании не удовлетворено его личное
чувство, все же из-за этого он не смеет покидать пути, на который вступил.
Но также не смеет он и следовать ему, потому что он доставляет ему радость,
если он найдет, что он не согласуется с законами вечной красоты и истины. В
обыденной жизни люди в своих поступках руководствуются тем, что их лично
удовлетворяет, что приносит плоды им. Благодаря этому, направление своей
личности они навязывают течению мировых явлений. Они не осуществляют правды,
предначертанной в законах духовного мира, они осуществляют требования своего
произвола. Они действуют в смысле духовного мира лишь тогда, когда следуют
исключительно его законам. Ищущий путь не должен спрашивать: что принесет
мне пользу, чем достигну я успеха, а только, что признаю я добром? Отречение
для личности от плодов действия, отречение от всякого произвола - вот те
строгие законы, которые должен он предписать себе. Тогда он вступает на путь
духовного мира, все его существо проникается этими законами. Он становится
свободным от всякого давления со стороны чувственного мира, его духо-человек
поднимается над чувственной оболочкой. Так входит он в развитие,
направленное к духовному: так одухотворяет он себя самого. Нельзя говорить:
что пользы мне в намерении всецело следовать законам истины, если, быть
может, я заблуждаюсь относительно этой истины? Все дело в стремлении, в
образе мысли. Даже тот, кто заблуждается в своем стремлении к истине,
обладает силой, которая отклоняет его от неверного пути. Если он
заблуждается, эта сила овладевает им и выводит его на верный путь. Уже
отговорка: я тоже могу ошибаться, является разрушительным неверием. Оно
показывает, что человек не имеет никакого доверия к силе истины. Ведь дело
именно в том, чтобы он не вздумал ставить себе цели со своей эгоистической
точки зрения, но чтобы он бескорыстно отдавал себя и предоставлял духу
определять свое направление. Себялюбивая человеческая воля не может давать
предписания истине, наоборот, сама эта истина должна стать властителем