таков, что симпатия и антипатия
находятся в них в равновесии. Поскольку после смерти человеческая душа
находится в таком состоянии, она будет некоторое время под влиянием этих
вещей. Радость от преходящих впечатлений чувств, погружение в суету внешней
жизни обусловливают это состояние. Многие люди живут в нем. Они позволяют
влиять на себя каждой мелочи дня. Но так как их симпатия не обращается ни к
чему в особенности, то эти впечатления быстро скользят мимо. Все, что не
принадлежит к этому ничтожному царству, антипатично таким людям. Когда после
смерти душа переживает такое состояние, и здесь нет налицо чувственно
физических предметов, необходимых для ее удовлетворения, то это состояние, в
конце концов, должно погаснуть. Разумеется, царящее в душе перед этим полным
погашением чувство лишения мучительно. Это мучительное положение есть школа
разрушения иллюзий, в которые подобные люди совсем погружены в течение
физической жизни.
В-третьих, в мире душ встречаются явления, в которых преобладает:
симпатия, преобладает природа желаний. Их воздействие познают души,
сохранившие после смерти атмосферу желаний. Также и эти желания постепенно
умирают вследствие невозможности их утоления.
Указанная выше, как четвертая, область радости и печали в мире душ
представляет для души особые испытания. Пока она живет в теле, она принимает
участие во всем, что касается этого тела. Движение радости и печали связано
с ним. Оно причиняет душе наслаждение и блаженство, неудовольствие и
отвращение. В течение своей физической жизни человек ощущает свое тело, как
свою самость. На этом факте основано то, что именуется самочувствием. И чем
более человек чувственен, тем более принимает его самочувствие этот
характер. После смерти не достает тела, как предмета этого самочувствия.
Поэтому душа, в которой еще осталось это чувство, чувствует себя как бы
полой. Ею овладевает чувство, словно она потеряла себя самое. Оно
продолжается до тех пор, пока не осознано, что не в физическом находится
истинный человек. Поэтому влияния этой четвертой области разрушают иллюзию
телесной самости. Душа научается познавать эту телесность уже как нечто
несущественное. Она исцеляется, очищается от тяготения к телесности. Этим
она преодолела то, что еще сильно привязывало ее к физическому миру, и она
может полностью развернуть стремящиеся наружу силы симпатии. Она, так
сказать, отошла от себя самой и, полная сочувствия, готова излиться в общий
мир душ.
Здесь должно упомянуть, что муки этой области в особенности
переживаются самоубийцами. Они искусственным путем покидают свое физическое
тело, тогда как все чувства, связанные с ним, остаются неизменны. При
естественной смерти вместе с разрушением тела происходит также и частичное
умирание связанных с ним чувств.
Для самоубийц же к тем страданиям, которые причиняет им чувство
внезапной полости присоединяются еще неутоленные вожделения и желания, из-за
которых они покончили с собой.
Пятая ступень мира душ - есть ступень душевного света. Симпатия к
другому имеет на ней уже огромное значение. Ей родственны души, поскольку
они в течение физической жизни не довольствовались удовлетворением низших
потребностей, а находили радость и удовольствие в окружающем их мире. Здесь
подлежит, например, очищению мечтательное отношение к природе, поскольку оно
носит чувственный характер. Но этот вид мечтательности надо строго отличать
от той высшей жизни в природе, которая духовна по натуре, и которая ищет
духа, раскрывающеюся в вещах и явлениях природы. Такою рода чувство природы
относится к вещам, которые развивают самый дух и закладывают в этом духе
нечто пребывающее. Но от этою чувства природы должно отличать то наслаждение
природой, основание которою лежит в чувствах. По отношению к этому душа
также нуждается в очищении, как и относительно других склонностей, которые