Рудольф Штайнер

Теософия

таков, что симпатия и антипатия

находятся в них в равновесии. Поскольку после смерти человеческая душа

находится в таком состоянии, она будет некоторое время под влиянием этих

вещей. Радость от преходящих впечатлений чувств, погружение в суету внешней

жизни обусловливают это состояние. Многие люди живут в нем. Они позволяют

влиять на себя каждой мелочи дня. Но так как их симпатия не обращается ни к

чему в особенности, то эти впечатления быстро скользят мимо. Все, что не

принадлежит к этому ничтожному царству, антипатично таким людям. Когда после

смерти душа переживает такое состояние, и здесь нет налицо чувственно

физических предметов, необходимых для ее удовлетворения, то это состояние, в

конце концов, должно погаснуть. Разумеется, царящее в душе перед этим полным

погашением чувство лишения мучительно. Это мучительное положение есть школа

разрушения иллюзий, в которые подобные люди совсем погружены в течение

физической жизни.


В-третьих, в мире душ встречаются явления, в которых преобладает:

симпатия, преобладает природа желаний. Их воздействие познают души,

сохранившие после смерти атмосферу желаний. Также и эти желания постепенно

умирают вследствие невозможности их утоления.


Указанная выше, как четвертая, область радости и печали в мире душ

представляет для души особые испытания. Пока она живет в теле, она принимает

участие во всем, что касается этого тела. Движение радости и печали связано

с ним. Оно причиняет душе наслаждение и блаженство, неудовольствие и

отвращение. В течение своей физической жизни человек ощущает свое тело, как

свою самость. На этом факте основано то, что именуется самочувствием. И чем

более человек чувственен, тем более принимает его самочувствие этот

характер. После смерти не достает тела, как предмета этого самочувствия.

Поэтому душа, в которой еще осталось это чувство, чувствует себя как бы

полой. Ею овладевает чувство, словно она потеряла себя самое. Оно

продолжается до тех пор, пока не осознано, что не в физическом находится

истинный человек. Поэтому влияния этой четвертой области разрушают иллюзию

телесной самости. Душа научается познавать эту телесность уже как нечто

несущественное. Она исцеляется, очищается от тяготения к телесности. Этим

она преодолела то, что еще сильно привязывало ее к физическому миру, и она

может полностью развернуть стремящиеся наружу силы симпатии. Она, так

сказать, отошла от себя самой и, полная сочувствия, готова излиться в общий

мир душ.


Здесь должно упомянуть, что муки этой области в особенности

переживаются самоубийцами. Они искусственным путем покидают свое физическое

тело, тогда как все чувства, связанные с ним, остаются неизменны. При

естественной смерти вместе с разрушением тела происходит также и частичное

умирание связанных с ним чувств.


Для самоубийц же к тем страданиям, которые причиняет им чувство

внезапной полости присоединяются еще неутоленные вожделения и желания, из-за

которых они покончили с собой.


Пятая ступень мира душ - есть ступень душевного света. Симпатия к

другому имеет на ней уже огромное значение. Ей родственны души, поскольку

они в течение физической жизни не довольствовались удовлетворением низших

потребностей, а находили радость и удовольствие в окружающем их мире. Здесь

подлежит, например, очищению мечтательное отношение к природе, поскольку оно

носит чувственный характер. Но этот вид мечтательности надо строго отличать

от той высшей жизни в природе, которая духовна по натуре, и которая ищет

духа, раскрывающеюся в вещах и явлениях природы. Такою рода чувство природы

относится к вещам, которые развивают самый дух и закладывают в этом духе

нечто пребывающее. Но от этою чувства природы должно отличать то наслаждение

природой, основание которою лежит в чувствах. По отношению к этому душа

также нуждается в очищении, как и относительно других склонностей, которые

основаны только на физическом бытии. Многие из людей видят как бы