Рудольф Штайнер

Теософия

вместе с душевным ощущением так же, как не от него она и

возникла. То, что действительно есть истина, то не возникает и не исчезает,

оно имеет значение, которое не может быть уничтожено.


Этому не противоречит то, что некоторые человеческие 'истины' имеют

лишь преходящую ценность, так как они в известное время познаются как

частичные или полные заблуждения. Ибо человек должен сказать себе, что ведь

истина существует в себе самой, хотя его мысли и являются преходящими

формами проявления вечных истин. И тот, кто, как Лессинг, говорит, что он

довольствуется вечным стремлением к истине, так как полная, чистая истина

может существовать лишь для Бога, не отвергает вечной ценности истины,

напротив, подобными словами он поддерживает ее. Потому что лишь то, что в

самом себе несет вечное значение, может вызывать к себе вечное стремление.

Если бы истина не была самостоятельной сама в себе, если бы она получала

свою ценность и свое значение через человеческое душевное ощущение, тогда

она не могла бы быть единой целью для всех людей. Стремясь к ней, мы этим

признаем ее как самостоятельное существо.


И как обстоит дело с истиной, так же обстоит оно и с истинным добром.

Нравственно доброе независимо от склонностей и страстей, поскольку оно не

позволяет им управлять собой, а само повелевает ими. Удовольствие и

неудовольствие, желание и отвращение принадлежат собственной Душе человека,

долг стоит выше удовольствия и неудовольствия. Человек может так высоко

поставить для себя долг, что жертвует для него жизнью. И тем выше стоит

человек, чем больше он облагораживает свои склонности, свое удовольствие и

неудовольствие, так как они без принуждения, без порабощения, сами следуют

признанному долгу. Нравственно-доброе имеет так же, как истина, свою

ценность вечности в себе и не получает ее от души ощущающей.


Позволяя ожить внутри себя независимой истине и добру, человек

поднимается выше простой души ощущающей. Ее начинает пронизывать светом

вечный дух. В ней восходит свет, который непреходящ. Поскольку душа живет в

этом свете, она причастна Вечному. Она связует свое собственное бытие с

вечным бытием. То, что несет в себе душа, как истину и добро, то в ней

бессмертно.


То, что в душе вспыхивает, как вечное, мы назовем здесь душой

сознательной (Bewusstseinsseele).


О сознании можно говорить и при низших душевных движениях. Самое

обыденное ощущение уже есть предмет сознания. И настолько сознание есть и у

животного. Под душою сознательною мы разумеем здесь ядро человеческого

сознания, т.е. душу в душе. Таким образом, душа сознательная, как особый

член души, здесь отличается от души рассудочной. Эта последняя все еще

запутана в ощущениях, порывах, аффектах и т.д. Каждый человек знает, что

ему, прежде всего, кажется истинным то, что он предпочитает из своих

ощущений, и т.п. Но лишь та истина пребывающая, которая освободилась от

всякого привкуса таких симпатий и антипатий, ощущения и т.д. Истина остается

истиной, хотя бы все личные чувства восставали против нее. Та часть души, в

которой живет эта истина, должна быть названа душой сознательной.


Таким образом, как в теле, так и в душе надо различать три члена душу

ощущающую, душу рассудочную и душу сознательную. И подобие тому, как на душу

снизу вверх телесность действует ограничивающим, так сверху вниз духовность

действует на нее расширяющим образом. Ибо чем больше наполняется душа

истиной, и добром, тем дальше и глубже проникает ее вечное.


Для того, кто может 'созерцать' душу, сияние, которое исходит, от

человека, ибо его вечное распространяется, есть нечто столь же

действительное, как действителен для чувственного глаза свет, исходящий от

пламени. Для 'видящего' телесный человек есть лишь часть всего человека.

Тело, как самое грубое образование, лежит среди других образований, которые

взаимно проникают его и друг друга. Как жизнеформа физическое