страны духов. Но действуют они в мире душевном. Так, в животном
мире к сило существам, которые, как чувственно-невидимые, управляют ростом и
размножением, присоединяются еще иные, которые спустились еще одной ступенью
ниже в душевный мир. В животном царстве работниками, приводящими в действие
ощущения и стремления, являются бесформенные существа, которые облекаются в
душевные оболочки. Они и есть истинные строители животных форм. Ту область,
к которой они принадлежат, в духоведении можно обозначить как третье
элементарное царство.
Человек, кроме этих, присущих растениям и животным, способностей,
снабжен еще и другими, дабы перерабатывать ощущения в представления и мысли
и, мысля, управлять своими стремлениями. Мысль, которая в растении является,
как облик, в животном - как душевная сила, выступает в нем как сама мысль в
своей собственной форме. Животное - есть душа, человек - есть дух.
Духо-существо спустилось еще на одну ступень глубже. У животного оно
душеобразующе. У человека оно вошло в самый чувственно-вещественный мир. Дух
присутствует внутри человеческого чувственного тела. И потому, что он
является в чувственной одежде, он может проявляться лишь как тот призрачный
отблеск, каким является мысль по отношению к духо-существу. В человеке дух
проявляется через посредство аппарата физического механизма мозга.
Но зато дух сделался также внутренней сущностью человека. Мысль - есть
форма, принимаемая в человеке бесформенным духо-существом, подобно тому, как
в растении оно принимает облик, а в животном становится душой. Поэтому для
человека, поскольку он - есть мыслящее существо, нет особого, вне его
самого, создающего его элементарного царства. Его элементарное царство
работает в его чувственном теле. Лишь поскольку человек является существом,
обладающим обликом и ощущением, над ним работают элементарные существа того
же рода, как те, которые работают над растениями и животными. Но организм
мысли вырабатывается в человеке из самой внутренней глубины его физического
тела. В духовном организме человека, в его выработанной до степени
совершенного мозга нервной системе, мы чувственно наглядно имеем перед собой
то, что работает в растениях и животных как нечувственная сило-сущность. Это
причина того, что в животном проявляется самочувствие, а в человеке -
самосознание. В животном дух чувствует себя душой, он еще не воспринимает
себя как духа. В человеке же дух познает себя как духа, хотя, познавая через
физический аппарат, только как теневой отблеск духа, как мысль. В этом
смысле тройственный мир расчленяется следующим образом:
1 Царство первообразных, лишенных формы существ (первое элементарное
царство),
2 Царство существ, творящих облики (второе элементарное царство),
3 Царство душевных существ (третье элементарное царство),
4 Царство созданных обликов (облики кристаллов),
5 Царство, которое становится чувственно воспринимаемым в обликах, но
над которым работают существа, творящие облики (царство растений),
6 Царство, которое становится чувственно воспринимаемым в обликах, но в
котором, кроме того, действуют еще существа, творящие облики и изживающие
себя душевно (животное царство),
7 Царство, в котором облики чувственно воспринимаемы, в котором еще
действуют и существа, творящие облики, и изживающие себя душевно, и в
котором сам дух образуется в форме мысли внутри чувственного мира (царство
человеческое).
Отсюда можно видеть, как связаны с духовным миром основные составные
части живущего в плоти человека. Физическое тело, эфирное тело, ощущающее
душевное тело и душу рассудочную рассматривают, как уплотнившиеся в
чувственном мире прообразы страны духов. Физическое тело возникает оттого,
что прообраз человека уплотняется настолько, что может проявляться
чувственно. Согласно этому, физическое тело можно также назвать существом