лишь в более или менее слабом отпечатке. Каждый кристалл, каждое
дерево, каждое животное и все, осуществленное в области человеческого
творчества - все это дает лишь отпечатки того, что предначертывает дух. И
человек с этими несовершенными отблесками совершенных замыслов и целей.
Таким образом, в границах одного из своих воплощений сам человек может стать
лишь подобным отпечатком предначертанного ему в царстве духов. Чем сам он,
как дух, собственно является в 'стране духов', это обнаруживается, поэтому,
лишь тогда, когда в промежуток между двумя воплощениями он поднимается в
пятую область 'страны духов'. То, чем он является здесь, это есть
действительно он сам. Это есть то, что в многообразных воплощениях получает
внешнее бытие. В этой области истинное 'Я' человека может свободно
изживаться во все стороны. И это 'Я' и есть, значит, то, что как единое все
вновь появляется при каждом воплощении. Это 'Я' приносит с собою
способности, образовавшиеся в нижних областях 'страны духов'. Следовательно,
оно переносит плоды прежних жизней в жизни последующие. Это есть носитель
результатов прошлых воплощений.
Итак, 'Я', когда оно живет в пятой области 'страны духов', находится в
царстве замыслов и целей. Подобно тому, как архитектор на несовершенствах,
которые обнаружились у него, учится и берет для своих новых планов лишь то,
что из этих несовершенств он смог превратить в совершенства, так и 'Я' в
пятой области отбрасывает из результатов своих прежних жизней все то, что
связано с несовершенствами нижних миров, и оплодотворяет замыслы 'страны
духов', с которыми оно живет отныне, результатами своих прежних жизней.
Ясно, что сила, которую можно черпать из этой области, будет зависеть
от того, насколько 'Я' в течение своего воплощения, приобрело себе такие
результаты, которые могут быть приняты в мире замыслов. 'Я', которое в
течение земного бытия стремилось осуществить замыслы духа путем мудрой
деятельной любви, достигнет больших прав на эту область. Но то, которое было
всецело поглощено повседневными отношениями, которое жило исключительно в
преходящем, оно не посеяло семян, которые могут сыграть какую-нибудь роль в
замыслах вечного строя вселенной. Лишь то немногое, выходящее за пределы
повседневных интересов, что было совершено им, может раскрыться, как плод в
этой верхней области 'страны духов'. Надо привыкнуть к мысли, что в этой
области человек должен иначе судить о себе, чем он это может делать в
физической жизни. Если он, например, приобрел лишь немногое, что родственно
этой пятой области, в нем возникает стремление запечатлеть в себе для
следующей физической жизни импульс, который заставляет эту жизнь протечь
таким образом, в его судьбе (карме) выступает соответствующее действие этого
недостатка. То, что затем в следующей земной жизни, с точки зрения этой
жизни, представляется, как горестная судьба, - на которую, быть может, даже
сильно сетуется как на таковую - то в этой области 'страны духов' человек
находит как вполне необходимое для него.
Так как в пятой области человек живет в своем собственном 'Я', то он
выведен также из всего того, что в течение воплощений обволакивает его из
низших миров. Он является тем, чем он всегда был и всегда будет в течение
своих воплощений. Он живет во власти замыслов, заложенных в эти воплощения,
которые он внедряет в свое собственное 'Я'. Он оглядывается назад на свое
собственно прошлое и чувствует, что все, что он пережил в нем, будет вложено
в замыслы, которые ему предстоит осуществить в будущем. Вспыхивает род
воспоминания о своих прежних жизнях и пророческое прозрение будущих.
Так то, что выше было названо 'Самодухом', поскольку он развит, живет в
этой области в соответствующей ему действительности, он образуется и
готовится к тому, чтобы в новом воплощении для него явилась возможность
осуществления духовных замыслов в земной действительности.