увеличивается и
воспроизводит из себя существа, себе подобные. К тому, что человек встречает
в минеральном царстве, здесь еще присоединяется жизнь. Простое размышление
над этим фактом приводит к заключению, проливающему свет. Растение обладает
в себе силой давать самому себе ее живой облик и воспроизводить этот облик в
существе, себе подобном. Между бесформенным видом минеральных веществ,
какими они встречаются нам в газах, в жидкостях и т.д., и живым обликом
растительного мира, посредине находятся формы кристаллов. В кристаллах мы
имеем переход от бесформенного минерального мира к живой способности
образования растительного царства.
В этом внешне чувственном процессе образования - в обоих царствах, в
минеральном и растительном, - видят чувственное уплотнение чисто духовного
процесса, который происходит, когда духовные зародыши трех верхних областей
страны духов преобразуются в духа облики нижних областей. Процессу
кристаллизации, как его прообраз в духовном мире, соответствует переход от
бесформенного духа-зародыша к принявшему облик образованию. Если этот
переход уплотнится настолько, что его могут воспринять чувства, тогда он
является в чувственном мире как минеральный процесс кристаллизации.
Но также и в растительной жизни есть принявший облик духо-зародыш. Но
здесь в принявшем облик существе еще осталась живая способность образования
формы. В кристалле духо-зародыш при своем образовании потерял способность
образования. Он изжил себя в вызванном к существованию облике. У растений
есть облик и, кроме того, еще способность образования формы. Свойство
духо-зародышей в верхних областях страны духов сохранилось в растительной
жизни. Итак, растение - есть облик, так же, как и кристалл и, сверх того,
еще и формообразующая сила. Кроме формы, которую первосущества приняли в
растительном облике, над ним работает еще одна форма, несущая отпечаток
духо-существ из верхних областей. Но чувственно в растении воспринимаемо
лишь то, что изживает себя в законченном облике, строящие существа, которые
дают жизненность этому облику в растительном царстве, чувственно не
воспринимаемы. Чувственный глаз видит сегодня маленькую лилию и через
некоторое время - ее же, ставшую большой. Силу образования, которая
произвела последнюю из первой, этот глаз не видит. Это образующее
сило-существо есть чувственно-невидимая, деятельная часть в растительном
мире. Духо-зародыши спустились на одну ступень ниже, чтобы действовать в
царстве обликов. В духоведении говорится об элементарных царствах. Если не
имеющие еще никакого облика первоформы обозначить, как первое элементарное
царство, то чувственно-невидимые сило существа, действующие как работники
над ростом растений, принадлежат ко второму элементарному царству.
В животном мире к способностям роста и размножения присоединяется еще
ощущение и стремление. Это проявления душевного мира. Существо, одаренное
ими, принадлежит к этому миру, получает от него впечатления и производит на
него воздействия. Каждое же ощущение, каждое стремление, возникающие в
животном существе, исходят из низин животной души. Облик устойчивее, чем
ощущение или стремление. Можно сказать, что так же, как изменяющийся облик
растения относится к неподвижной форме кристалла, относится и жизнь ощущений
к более устойчивому, живому облику. Растение в известной степени всходит
облико-образовательной силой, в течение своей жизни оно постоянно причленяет
новые облики. Сначала оно пускает корень, затем листья, потом: цветы и т.д.
Животное является в законченном в себе облике и внутри его развивает
изменчивую жизнь ощущений и стремлений. И эта жизнь имеет свое бытие в
душевном мире. Подобно тому, как растение есть то, что растет и
размножается, так животное есть то, что ощущает и развивает свои стремления.
Они являются для животного тем бесформенным, что постоянно развивается в
новых формах. В конечном свои преобразовательные процессы они имеют в высших