Рудольф Штайнер

Теософия

увеличивается и

воспроизводит из себя существа, себе подобные. К тому, что человек встречает

в минеральном царстве, здесь еще присоединяется жизнь. Простое размышление

над этим фактом приводит к заключению, проливающему свет. Растение обладает

в себе силой давать самому себе ее живой облик и воспроизводить этот облик в

существе, себе подобном. Между бесформенным видом минеральных веществ,

какими они встречаются нам в газах, в жидкостях и т.д., и живым обликом

растительного мира, посредине находятся формы кристаллов. В кристаллах мы

имеем переход от бесформенного минерального мира к живой способности

образования растительного царства.


В этом внешне чувственном процессе образования - в обоих царствах, в

минеральном и растительном, - видят чувственное уплотнение чисто духовного

процесса, который происходит, когда духовные зародыши трех верхних областей

страны духов преобразуются в духа облики нижних областей. Процессу

кристаллизации, как его прообраз в духовном мире, соответствует переход от

бесформенного духа-зародыша к принявшему облик образованию. Если этот

переход уплотнится настолько, что его могут воспринять чувства, тогда он

является в чувственном мире как минеральный процесс кристаллизации.


Но также и в растительной жизни есть принявший облик духо-зародыш. Но

здесь в принявшем облик существе еще осталась живая способность образования

формы. В кристалле духо-зародыш при своем образовании потерял способность

образования. Он изжил себя в вызванном к существованию облике. У растений

есть облик и, кроме того, еще способность образования формы. Свойство

духо-зародышей в верхних областях страны духов сохранилось в растительной

жизни. Итак, растение - есть облик, так же, как и кристалл и, сверх того,

еще и формообразующая сила. Кроме формы, которую первосущества приняли в

растительном облике, над ним работает еще одна форма, несущая отпечаток

духо-существ из верхних областей. Но чувственно в растении воспринимаемо

лишь то, что изживает себя в законченном облике, строящие существа, которые

дают жизненность этому облику в растительном царстве, чувственно не

воспринимаемы. Чувственный глаз видит сегодня маленькую лилию и через

некоторое время - ее же, ставшую большой. Силу образования, которая

произвела последнюю из первой, этот глаз не видит. Это образующее

сило-существо есть чувственно-невидимая, деятельная часть в растительном

мире. Духо-зародыши спустились на одну ступень ниже, чтобы действовать в

царстве обликов. В духоведении говорится об элементарных царствах. Если не

имеющие еще никакого облика первоформы обозначить, как первое элементарное

царство, то чувственно-невидимые сило существа, действующие как работники

над ростом растений, принадлежат ко второму элементарному царству.


В животном мире к способностям роста и размножения присоединяется еще

ощущение и стремление. Это проявления душевного мира. Существо, одаренное

ими, принадлежит к этому миру, получает от него впечатления и производит на

него воздействия. Каждое же ощущение, каждое стремление, возникающие в

животном существе, исходят из низин животной души. Облик устойчивее, чем

ощущение или стремление. Можно сказать, что так же, как изменяющийся облик

растения относится к неподвижной форме кристалла, относится и жизнь ощущений

к более устойчивому, живому облику. Растение в известной степени всходит

облико-образовательной силой, в течение своей жизни оно постоянно причленяет

новые облики. Сначала оно пускает корень, затем листья, потом: цветы и т.д.

Животное является в законченном в себе облике и внутри его развивает

изменчивую жизнь ощущений и стремлений. И эта жизнь имеет свое бытие в

душевном мире. Подобно тому, как растение есть то, что растет и

размножается, так животное есть то, что ощущает и развивает свои стремления.

Они являются для животного тем бесформенным, что постоянно развивается в

новых формах. В конечном свои преобразовательные процессы они имеют в высших

областях