принадлежащее
также к этому миру. Так же, как кусок льда, плавающий на поверхности воды,
есть то же самое вещество окружающей воды, но отличается от нее некоторыми
свойствами, так и чувственные предметы суть вещество окружающего их мира душ
и духов, и они отличаются от них некоторыми свойствами, которые делают их
чувственно воспринимаемыми. Они, выражаясь до некоторой степени образно, -
уплотненные духовные и душевные образования, и уплотнение воздействует так,
что чувства могут познавать их. И так же, как лед есть лишь форма, в которой
существует вода, так и чувственные вещи лишь форма, в которой существуют
душевные и духовные существа. Если понять это, то станет понятно и то, что
подобно тому, как вода в лед, так же и мир духа может переходить в мир душ,
а этот последний - в чувственный мир.
С моей точки зрения становится также понятно, почему человек может
создавать себе мысли о чувственных вещах. Ибо существует вопрос, который
должен был бы ставить себе каждый мыслящий человек, а именно: в каком
отношении находится мысль, которую человек создает себе о камне, к самому
этому камню? У людей, которые особенно глубоко всматриваются во внешнюю
природу, перед их духовными очами во всей ясности возникает этот вопрос. Они
ощущают соответствие человеческого мира мыслей со строем и порядком природы.
Прекрасным образом, например, говорит об этой гармонии великий астроном
Кеплер: 'Воистину, в мире начертан божественный призыв, властно влекущий
человека к изучению астрономии, начертан, конечно, не в словах и слогах, но
по существу, в силу соразмерности человеческих понятий и чувств со
сцеплением небесных тел и состояний'.
Лишь оттого, что вещи чувственного мира суть не что иное, как
уплотненные духо-существа, человек, поднимаясь своими мыслями к этим
духо-существам, может постигать в своем мышлении предметы. Чувственные вещи
происходят из мира духа, они лишь иная форма духо-существ, и когда человек
мыслит о вещах, то он просто лишь переводит свой взор от чувственной формы к
духовным прообразам этих вещей. Понять мыслью вещь - есть процесс, который
можно сравнить с тем, в котором твердое тело предварительно расплавляется в
огне для того, чтобы химик мог затем исследовать его в его жидкой форме.
В различных областях страны духов проявляются духовные прообразы
чувственного мира. В пятой, шестой и седьмой областях эти прообразы
встречаются еще, как живые зародышевые зерна, в четырех нижних областях они
преобразуются в духовные образования. Когда человеческий дух хочет
посредством мышления составить себе понятие о чувственных вещах, он
воспринимает эти духовные образования в теневом отблеске. Каким образом эти
образования уплотнились до чувственного мира, - вот вопрос для того, кто
стремится к духовному пониманию своего окружающего мира.
Прежде всего, для чувственного человеческого взора этот окружающий мир
расчленяется на четыре явственно различающиеся друг от друга ступени:
минеральную, растительную, животную и человеческую. Минеральное царство
воспринимается чувствами и постигается мышлением. Создавая мысль о
каком-нибудь минеральном теле, имеют дело с двояким: с чувственной вещью и с
мыслью. Сообразно этому нужно себе представить, что эта чувственная вещь -
есть уплотненное мысле-существо. Но одно минеральное существо действует
внешним образом на другое. Оно сталкивается с ним и приводит его в движение,
оно согревает его, растворяет и т.д. Этот внешний способ воздействия можно
выразить в мыслях. Человек создает себе мысли о том, как минеральные вещи
внешне закономерно воздействуют друг на дуга. Благодаря этому, его отдельные
мысли расширяются до мысле-образа всего минерального мира. И этот
мысле-образ - есть отблеск прообраза всего минерального чувственного мира.
Его можно найти в духовном мире, как целое.
В царстве растений к внешнему воздействию одной вещи на другую