где работают рабочие. Подобно тому, как
этот план вырабатывается в кабинете архитектора, так же точно и цели, и
намерения земного творчества создаются в 'стране духов'.
Дух человека должен между двумя воплощениями постоянно вновь обитать в
этой стране для того, чтобы, вооружившись тем, что он оттуда приносит, снова
иметь возможность приступить к работе в физической жизни. Подобно тому, как
в своем рабочем кабинете архитектор без кирпича и извести изготовляет план
дома, согласно строительным и иным законам, так и строитель человеческого
творчества, дух, или высшее 'Я', должен в 'стране духов' развить способности
и цели сообразно законам этой страны, чтобы потом перевести их в земной мир.
Лишь когда человеческий дух все вновь и вновь пребывает в своей собственной
области, он становится в состоянии переносить дух также и в земной мир, при
помощи физически - телесных орудий.
На физическом поприще человек научается познавать свойства и силы
физического мира. Он собирает там, во время деятельности, сведения о том,
какие требования предъявляет физический мир к тому, кто хочет действовать в
нем. Он научается там познавать свойства материи, в которой он хочет
воплотить свои мысли и идеи. Самые мысли и идеи он не может извлечь из
материи. Таким образом, земной мир является одновременно полем деятельности
и учения. Затем изученное преобразуется в стране 'духов' в живую способность
духа. Чтобы лучше разъяснить нашу мысль, можно вышеуказанное сравнение
продолжить еще дальше. Архитектор вырабатывает план дома. Он выполняется.
При этом архитектор получает сумму разнообразнейшего опыта. Весь этот опыт
увеличивает его способности. Когда он примется разрабатывать следующий план,
весь этот опыт вольется в него. И по сравнению с предыдущим, этот
последующий план окажется обогащенным всем тем, чему научил первый. То же
самое происходит и при следующих одна за другою человеческих жизнях. В
промежутках между воплощениями дух обитает в своем собственном царстве. Он
может всецело отдаться требованиям жизни духа, освобожденный от физической
телесности он работает над собой во всех направлениях, и в этом своем
строительстве он внедряет в себя плоды опытов своих прежних жизней. Таким
образом, его взор всегда устремлен на поприще его земных задач, так
постоянно работает он над тем, чтобы сделать землю, место поприща его
теперешней деятельности, все совершеннее и совершеннее. Он работает над
собой, чтобы при каждом воплощении он мог все совершеннее нести свое
служение в земной жизни. Но это, конечно, лишь общая картина
последовательных человеческих жизней. И действительность никогда вполне не
совпадаете этой картиной, а будет всегда лишь более или менее согласоваться
с ней. Иногда обстоятельства могут сложиться так, что последующая жизнь
человека будет гораздо более несовершенна, чем предыдущая. Но в общем такие
несоответствия и неправильности опять сглаживаются естественным образом, в
течение последовательно сменяющих воплощений.
Образование духа в 'стране духов' происходит благодаря тому, что
человек постепенно вживается в различные области этой страны. Его
собственная жизнь в постепенной последовательности растворяется в этих
областях, он воспринимает на время их свойства. Тем самым они проникают его
существо своим существом для того чтобы первое, усиленное вторым, могло
действовать в земном. В первой облети 'страны духов' человек окружен
духовными прообразами земных вещей. В течение земной жизни он ведь научается
познавать лишь тени этих прообразов, которые постигаются им в его мыслях.
То, что на земле лишь думается, то в этой области переживается. Человек
странствует среди мыслей, но эти мысли суть реальные существа. То, что в
течение земной жизни он воспринял своими чувствами, то теперь действует на
него в своей мысле-форме. Но мысль является не как тень, скрывающаяся за
вещами, она становится полной жизни реальностью, которая рождает вещи.